Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 ст. Советской Советского района Ростовской области

 

Обсуждена и рекомендована

Рассмотрено методическим

Утверждаю

к утверждению педагогическим

советом образовательного

учреждения

Директор школы

советом школы

 

 _________Т.Н.Емельяненко

Протокол № ___

от ______2015 г.

Протокол № __

от ____.2015 г.

Приказ № _____ от_______2015

М.П.

 

Программа

дополнительного образования детей

по культурологическому  направлению

кружок «Искусство слова».

Программа рассчитана на учащихся 9-10 классов.

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Составила программу:

Лозовая Марина Владимировна

 учитель русского языка  и литературы

 МБОУ Советской СОШ

 

 

ст. Советская

2015 г.

Структура программы дополнительного образования детей кружка «Искусство слова».

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание изучаемого курса.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить.   Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Содержание данной образовательной программы направлено на

-создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Актуальность программы заключается в  решении важной проблемы современности:  совершенствовании умений и навыков подрастающего поколения   свободно выражать свои мысли и чувства  как  в устной, так  и  в письменной форме, овладеть  нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения.

Цель:

-научить школьников логически верно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения

Задачи:

-ознакомить с критериями «правильной  речи»;

-углубленно изучать изобразительно-выразительные средства языка;

-развивать интерес к творчеству;

-совершенствовать навыки выразительного чтения;

-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей.

В центре внимания - культура речи, лингвистичес­кая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достиже­ния максимальной эффективности общения. Конечная цель  состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, пони­мания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонети­ки, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грам­матики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использова­ния языковых средств в разных условиях общения. На этой основе разви­ваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в ре­зультате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию на­выков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной спра­вочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведе­нию, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в со­ответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах рече­вого поведения в различных сферах общения; совершенствуется уме­ние не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивать языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и ре­чевые ошибки, недочеты и исправлять их,  применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письмен­ные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

В реализации данной дополнительной образовательной программы принимают участие  учащиеся 15-16 лет.

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы  кружка «Искусство слова» - 2014-2015  год.

 

Формы и режим занятий:

- занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности;

- практические занятия.

 

 Время занятий – понедельник 17часов 00 минут – 17 часов 45 минут.

 

Основные организационные формы вовлечения учащихся в творческую  деятельность:

- работа под руководством педагога;

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

·                    качественное повышение уровня речевой культуры;

·                    формирование коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);

·                    расширение культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.

·                    овладение различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Учащиеся будут уметь:

·                    правильно подбирать лексические понятия;

·                    работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

·                    создавать собственные высказывания;

·                    сохранять стиль речи до конца высказывания;

·                    грамматически правильно выстраивать свою речь;

·                    усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Учащиеся приобретут навыки:

·                    работы над благозвучием собственной речи;

·                    составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- выставки;

- творческие конкурсы;

- публикации на сайте http://nsportal.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание изучаемого курса.

Языковая норма и её виды (3 часа)

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргонизмы (арго, сленг, условный, тайный язык) и их отличительные признаки.

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её пре­одоления.

Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся линг­висты о русском языке. Закон о защите русского языка.

Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Исторические изменения норм. Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справоч­ники по русскому правописанию.

Культура речи (4 часа)         

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сфе­рой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные требования к речи: правильность, точность, яс­ность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи (27 часов)

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформу­лированной мысли.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понят­ности речи. Правильное использование различных пластов лекси­ки как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопо­нятных слов, употреблённых в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графи­ческий).

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеля­ризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жарго­низмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые норма­ми нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источни­ков обогащения русского языка.

Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразова­тельная, грамматическая синонимия; многозначность слова, анто­нимия и др.

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гар­моничная фонетическая её организация. Звукопись как изобрази­тельное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное бо­гатство родной речи.

Выразительные возможности, русского словообразова­ния. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с кор­нями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Ос­новные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдо­ха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности си­нонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фра­зеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грам­матическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксичес­ких средств: порядок  слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, стилистической уместности и выразительности речи. Осоз­нанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

 

 

 

 

 

  1. Учебно-тематический план.

  №

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Литературный язык. Нелитературные формы языка.

1

01.09.

2

Норма, ее динамика и вариантность. Виды норм русского литературного языка.

1

08.09

3

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

1

15.09.

4

Понятие о культуре речи.

1

22.09.

5

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

1

29.09

6

Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

1

06.10

7

Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

1

13.10

8

Точность речи.

1

20.10

9

Точность речи.

1

27.10

10

Ясность речи.

1

10.11.

11

Ясность речи.

1

17.11

12

Логичность речи.

1

24.11

13

Чистота речи.

1

01.12.

14

Чистота речи.

1

08.12.

15

Богатство и разнообразие речи.

1

15.12.

16

Богатство и разнообразие речи.

1

22.12.

17

Богатство и разнообразие речи.

1

29.12.

18

Выразительность речи.

1

12.01.

19

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.

1

19.01

20

Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство родной речи.

1

26.01.

21

Выразительные возможности, русского словообразова­ния.

1

02.02.

22

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, употребленный в переносном значении.

1

09.02.

23

Эпитеты. Постоянные эпитеты.

1

16.02.

24

Роль эпитетов при создании художественных образов и авторской оценки.

1

02.03.

25

Тропы: метафора, метонимия, синекдо­ха, аллегория.

1

16.03.

26

Тропы: сравнения, эпитеты, олицетворение, гипербола, литота.

1

23.03

27

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, омофонов, омографов.

 

1

06.04.

28

Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки,  их использование в речи.

1

13.04.

 

29

Грам­матическая синонимия.  Стилистические функции синтаксичес­ких средств.

1

20.04.

 

30

Стилистические функции синтаксичес­ких средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов.

1

27.04.

31

Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свой­ствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис.

1

04.05.

 

32

Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свой­ствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис.

1

11.05.

33

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

1

18.05

34

Выполнение творческой работы.

1

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список использованной литературы.

Для учащихся

1.     Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.

2.     Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

3.     Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

4.     Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рас­сказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

5.     Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

6.     Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.

7.     Колесов В.З. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.

8.     Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.

9.     Львова С.М. Речевой этикет. — М., 1995.

10. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

11. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.

12. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.

13. Норман Б.Х. Язык — знакомый незнакомец. — Минск., 1987.

14. Розенталь Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.

15. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

Словари

1.     Балакай А.Т. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

2.     Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

3.     Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

4.     Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.

5.     Скорлуповская Е.В., Снетова Г.Л. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.

Для учителя

1.     Акишина А.Л., Формановская Н.И. Этикет русского пись­ма. - М., 1981.

2.     Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура ре­чи: Учебник для студ. сред.проф. учеб, завел. — М., 2006.

3.     Введенская Л. А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

4.     Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону, 2001.

5.     Гойхман О.Л., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

6.     Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

7.     Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма. — Л., 1978.

8.     Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературно­го языка. — М., 1994.

9.     Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.

10. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

11. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.

12. Минеева С.Л. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.

13. Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование сти­листического мышления). - М., 1994.

14. Розенталь  Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.

15. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

16. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.

17. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.

18. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.

19. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

20. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистичес­кий и методический аспекты. — М., 2006.

21. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.

22. УайтсайдР. О чем говорят лица. — СПб., 1996.