Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ст. Советской Советского района Ростовской области
Обсуждена и рекомендована |
Рассмотрено методическим |
Утверждаю |
к утверждению педагогическим |
советом образовательного учреждения |
Директор школы |
советом школы |
|
_________Т.Н.Емельяненко |
Протокол № ___ от ______2015 г. |
Протокол № __ от ____.2015 г. |
Приказ № _____ от_______2015 М.П. |
Программа
дополнительного образования детей
по культурологическому направлению
кружок «Искусство слова».
Программа рассчитана на учащихся 9-10 классов.
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Составила программу:
Лозовая Марина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Советской СОШ
ст. Советская
2015 г.
Структура
программы дополнительного образования детей кружка «Искусство слова».
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Содержание данной образовательной программы направлено на
-создание
условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в
системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Актуальность программы заключается в решении важной проблемы современности: совершенствовании умений и навыков подрастающего поколения свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме, овладеть нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения.
Цель:
-научить школьников логически верно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения
Задачи:
-ознакомить с критериями «правильной речи»;
-углубленно изучать изобразительно-выразительные средства языка;
-развивать интерес к творчеству;
-совершенствовать навыки выразительного чтения;
-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей.
В центре внимания - культура речи, лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивать языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их, применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
В реализации данной дополнительной образовательной программы принимают участие учащиеся 15-16 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы кружка «Искусство слова» - 2014-2015 год.
Формы и режим занятий:
- занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности;
- практические занятия.
Время занятий – понедельник 17часов 00 минут – 17 часов 45 минут.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в творческую деятельность:
- работа под руководством педагога;
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
· качественное повышение уровня речевой культуры;
· формирование коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);
· расширение культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.
· овладение различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учащиеся будут уметь:
· правильно подбирать лексические понятия;
· работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
· создавать собственные высказывания;
· сохранять стиль речи до конца высказывания;
· грамматически правильно выстраивать свою речь;
· усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Учащиеся приобретут навыки:
· работы над благозвучием собственной речи;
· составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- выставки;
- творческие конкурсы;
- публикации на сайте http://nsportal.ru/
Языковая норма и её виды (3 часа)
Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргонизмы (арго, сленг, условный, тайный язык) и их отличительные признаки.
Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её преодоления.
Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.
Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Исторические изменения норм. Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Культура речи (4 часа)
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Коммуникативный аспект культуры речи (27 часов)
Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употреблённых в речи.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).
Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.
Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.
Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.
Словарный запас человека и источники его пополнения.
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.
Выразительные возможности, русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядок слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.
Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).
Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Литературный язык. Нелитературные формы языка. |
1 |
01.09. |
2 |
Норма, ее динамика и вариантность. Виды норм русского литературного языка. |
1 |
08.09 |
3 |
Нормативные словари современного русского языка и справочники. |
1 |
15.09. |
4 |
Понятие о культуре речи. |
1 |
22.09. |
5 |
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. |
1 |
29.09 |
6 |
Культура поведения, культура речи и речевой этикет. |
1 |
06.10 |
7 |
Культура поведения, культура речи и речевой этикет. |
1 |
13.10 |
8 |
Точность речи. |
1 |
20.10 |
9 |
Точность речи. |
1 |
27.10 |
10 |
Ясность речи. |
1 |
10.11. |
11 |
Ясность речи. |
1 |
17.11 |
12 |
Логичность речи. |
1 |
24.11 |
13 |
Чистота речи. |
1 |
01.12. |
14 |
Чистота речи. |
1 |
08.12. |
15 |
Богатство и разнообразие речи. |
1 |
15.12. |
16 |
Богатство и разнообразие речи. |
1 |
22.12. |
17 |
Богатство и разнообразие речи. |
1 |
29.12. |
18 |
Выразительность речи. |
1 |
12.01. |
19 |
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. |
1 |
19.01 |
20 |
Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство родной речи. |
1 |
26.01. |
21 |
Выразительные возможности, русского словообразования. |
1 |
02.02. |
22 |
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, употребленный в переносном значении. |
1 |
09.02. |
23 |
Эпитеты. Постоянные эпитеты. |
1 |
16.02. |
24 |
Роль эпитетов при создании художественных образов и авторской оценки. |
1 |
02.03. |
25 |
Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория. |
1 |
16.03. |
26 |
Тропы: сравнения, эпитеты, олицетворение, гипербола, литота. |
1 |
23.03 |
27 |
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, омофонов, омографов.
|
1 |
06.04. |
28 |
Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки, их использование в речи. |
1 |
13.04.
|
29 |
Грамматическая синонимия. Стилистические функции синтаксических средств. |
1 |
20.04.
|
30 |
Стилистические функции синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов. |
1 |
27.04. |
31 |
Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис. |
1 |
04.05.
|
32 |
Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис. |
1 |
11.05. |
33 |
Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика). |
1 |
18.05 |
34 |
Выполнение творческой работы. |
1 |
25.05 |
4. Список использованной литературы.
Для учащихся
1. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
4. Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
5. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
6. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.
7. Колесов В.З. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.
8. Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
9. Львова С.М. Речевой этикет. — М., 1995.
10. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
11. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.
12. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.
13. Норман Б.Х. Язык — знакомый незнакомец. — Минск., 1987.
14. Розенталь Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.
15. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Словари
1. Балакай А.Т. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
3. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.
5. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.Л. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.
Для учителя
1. Акишина А.Л., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред.проф. учеб, завел. — М., 2006.
3. Введенская Л. А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
4. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону, 2001.
5. Гойхман О.Л., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
7. Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма. — Л., 1978.
8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1994.
9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.
10. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
11. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.
12. Минеева С.Л. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.
13. Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). - М., 1994.
14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.
15. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.
16. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.
17. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.
18. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
19. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
20. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
21. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
22. УайтсайдР. О чем говорят лица. — СПб., 1996.