Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ст. Советской Советского района Ростовской области
Обсуждена и рекомендована |
Рассмотрено методическим |
Утверждаю |
к утверждению педагогическим |
советом образовательного |
Директор школы |
советом школы |
учреждения |
___________ Т.Н. Емельяненко |
Протокол № ___ от ______2015 г. |
Протокол № __ от ____.2015 г. |
Приказ № _____ от_______2015 М.П. |
Программа
дополнительного образования детей
по туристско-краеведческому направлению
кружок «Я - исследователь».
Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Составила программу:
Арженовская О.В. педагог
дополнительного образования
МБОУ Советской СОШ
ст. Советская
2015 г.
I. Введение
Предлагаемая программа призвана сохранить традиции родного края, его боевую историю. Здесь учащиеся смогут заниматься хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории нашего края, различных предметов и документов, представляющих историческую, научную и художественную ценность. Важнейшая миссия – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, т.е. уважения к предкам, любовь к Родине, своему народу. В ходе изучения программы учащиеся получат исторические сведения о героических событиях, происходивших на донской земле, подвигах своих земляков.
II. Пояснительная записка.
Целесообразность изучения программных вопросов обуславливается социально-политическими особенностями развития российского общества, проблемами воспитания подрастающего поколения.
В изучении программного материала осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возраста детей, сложности материала, интеллектуальной подготовленности, и личностно-психологических качеств учащихся.
Программа составлена на основании:
- Конституции Российской Федерации,
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
- письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11. 12. 2006 №06-1844,
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года от 06.10.2004 № ПК-2,
- Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования»,
- приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области», Устава школы, школьного Положения о дополнительном образовании, Лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам №0000539 от 26 июня 2008г.
-Учебного плана Дополнительного образования МБОУ Советской СОШ
-Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Актуальность. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Данная программа позволяет не только расширить знания учащихся о родном крае, но и посредством этого привить вкус к исследовательской работе, воспитать истинных патриотов своего края.
Направленность программы:
туристско-краеведческая;
Новизна данной программы заключается в:
1. использовании современных образовательных технологий, опытно-экспериментальной деятельности, которые отражены в принципах обучения;
2. формах и методах обучения;
3. содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям;
4. создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культуры.
Педагогическая целесообразность:
Гуманизация школьного образования, обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям работы. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности школьного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических разработок. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано преподавателем, какие методы используются.
Целью программы кружка «Я - исследователь» является:
углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края;
развитие творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания;
приобщение к поисково-исследовательской деятельности;
создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности.
Задачи программы кружка:
развитие познавательной активности;
формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
совершенствование поисковой и учебно-исследовательской деятельности детей;
развитие творческих способностей учащихся.
Занятия с детьми решают следующие задачи:
Образовательные:
Научить детей видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры. Способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний.
Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
Сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками и музеями.
Развивающие:
Развивать уверенность в реализации личностных качеств;
Содействовать раскрытию творческого потенциала;
Способствовать активации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
Развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
Развивать коммуникативные навыки;
Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.
Воспитательные
Воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей нашего края;
Воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом;
Воспитывать культуру общения.
Отличительные особенности программы
Занятия по данной программе помогают учащимся «увидеть» прошлое своей малой родины, приобретая чувство гражданской причастности к нему.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 6-7 классов (11-13 лет)
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Форма работы: походы, составление кроссвордов, беседы, диспуты, экскурсии, игры, конкурсы, викторины, акции, просмотр видеофильмов, встречи с ветеранами, воинами-интернационалистами, коллективные творческие дела, проекты.
Время проведения: вторник 17.00; четверг 17.00.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
-военную историю России, историю создания русской армии;
-традиции чести и достоинства воинов России;
-знаменательные даты и дни русской воинской славы;
- методику проведения поисково-исследовательской работы;
-значение музеев, комнат боевой славы в воспитании школьников;
-историю донского края, казачества, его обычаи, культуру;
-правила хорошего тона.
Уметь:
- уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи;
- провести экскурсию в комнате «Боевой славы»;
-самостоятельно собирать краеведческий материал для творческой работы;
-готовить наглядности к работе;
-создавать экспозиции;
-оформлять выставки.
Формы подведения итогов:
-выставка рисунков;
-создание экспозиций;
-оформление стендов;
-участие в общественных, социальных акциях;
-участие в литературно-музыкальных композициях;
-фоторепортажи.
III. Учебно- тематический план
№ |
Раздел |
Кол-во Часов |
Теоретич. |
Практич. |
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
Военная история России |
9 |
4 |
5 |
3 |
Настоящие герои |
7 |
3 |
4 |
4 |
Человек и общество |
9 |
3 |
6 |
5 |
История родного края |
8 |
3 |
5 |
6 |
Боевой путь защитников станицы |
6 |
3 |
3 |
7 |
Дорогами мужества |
9 |
1 |
8 |
8 |
Воинская слава |
14 |
2 |
12 |
9 |
Они сражались за Родину |
16 |
4 |
12 |
10 |
Вечно живые |
21 |
3 |
18 |
11 |
Итоговое мероприятие |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
102 |
27 |
75 |
IV. Содержание
№ |
Раздел |
Темы |
Дата |
Теоретич. |
Практич. |
Содержание работы |
1. |
Вводное занятие (2 ч.) |
Вводное занятие. Значение музеев, комнат боевой славы; деятельность музеев.
|
02.09 |
1 |
|
Основные цели патриотического воспитания. Ознакомление с содержанием программы. |
2. |
|
Экскурсия в комнату «Боевой славы». |
02.09 |
|
1 |
Посещение комнаты «Боевой славы» и история ее создания. |
3. |
Военная история России (9ч.) |
Слава России!
|
04.09 |
1 |
|
Рассказ об истории создания вооруженных сил России. |
4-5 |
|
Места былых сражений. |
09.09 |
|
2 |
Поход по местам боевой славы. |
6. |
|
Военная история России.
|
11.09 |
1 |
|
Составление кроссворда о военной истории России. |
7. |
|
Значение музеев, комнат боевой славы в жизни человека. |
16.09 |
1 |
|
Беседа о значимости музеев. |
8. |
|
Патриотизм: знак вопроса. |
16.09 |
|
1 |
Диспут. |
9. |
|
Память поколений - Дни русской воинской славы. |
18.09 |
1 |
|
Час памяти героев земляков. |
10-11. |
|
Начало Сталинградской битвы.
|
23.09 |
|
2 |
Экскурсия по улицам станицы, где велись ожесточенные бои во время ВОВ. |
12. |
Настоящие герои (7 ч.) |
Урок памяти на тему «Был трудный бой…».
|
25.09 |
1 |
|
Рассказ о подвиге стрелкового батальона под руководством майора П.В.Евдокимова на окраине ст. Чернышевской |
13-14. |
|
Войны не знали мы, но все же…
|
30.09 |
|
2 |
Поход по местам, изрытым окопами времен ВОВ. |
15. |
|
Сражались с взрослыми рядом. |
02.10 |
1 |
|
Рассказ о юных героях антифашистах - наших земляках. |
16-17. |
|
Героическая история.
|
07.10 |
|
2 |
Сбор материалов о подвигах земляков из газет послевоенного периода. |
18. |
|
Строки, опаленные войной. |
09.10 |
1 |
|
Изучение писем с фронта. |
19. |
Подвиг народа (9 ч.) |
Подвигу народа жить в веках. |
14.10 |
1 |
|
Рассказ о городах-героях. |
20. |
|
Подвигу народа жить в веках. |
14.10 |
|
1 |
Эстафета «Партизаны»; соревнование «Катюша»; эстафета «Стойкость»; эстафета «Десант». |
21. |
|
Пионеры-герои. |
16.10 |
1 |
|
Рассказ о пионерах-героях |
22-23. |
|
Девчонки в шинелях. |
21.10 |
|
2 |
Подготовка проекта |
24. |
|
Памятные места моей малой Родины. |
23.10 |
|
1 |
Экскурсия к памятникам воинам освободителей |
25-26. |
|
Солдатские вдовы. |
28.10 |
|
2 |
Поисково-собирательная работа |
27. |
|
Готов ли ты совершить подвиг. |
30.10 |
1 |
|
Дискуссия |
28. |
История родного края (8 ч.) |
История донского казачества. |
11.11 |
1 |
|
Рассказ об истории казачества |
29. |
|
Казачья земля-колыбель казачества. |
11.11 |
|
1 |
Встреча с казаками. Рассказы о семье, казачьем быте. Заповеди казачества |
30. |
|
Казаки - боевая слава России. |
13.11 |
1 |
|
Рассказ о славных подвигах казаков |
31-32. |
|
Традиции казаков. |
18.11 |
|
2 |
Исследовательская работа |
33. |
|
Традиции казаков. |
20.11 |
|
1 |
Оформление альбома |
34. |
|
Сыны степей донских. |
25.11 |
1 |
|
Рассказ о подвигах казаков в воинах России. |
35. |
|
Откуда есть, пошли казаки? |
25.11 |
|
1 |
Диспут о происхождении казаков |
36. |
Боевой путь защитников станицы (6 ч.) |
Герои Советского союза 346 стрелковой дивизии.
|
27.11 |
1 |
|
Подготовка материала к оформлению стенда |
37-38. |
|
Герои Советского союза 346 стрелковой дивизии.
|
02.12 |
|
2 |
Оформление стенда |
39. |
|
Почетные граждане нашей Родины.
|
04.12 |
|
1 |
Оформление папки-раскладушки. |
40-41. |
|
Славные герои.
|
09.12 |
2 |
|
Беседа о героях Отечества |
42. |
Дорогами мужества (9 ч.) |
Викторина на тему «Эх, дороги…» |
11.12 |
|
1 |
Викторина по песням военных лет |
43-44. |
|
Наша станица в годы Великой отечественной войны. |
16.12 |
|
2 |
Исследовательская работа о судьбах земляков |
45. |
|
Листая страницы истории. |
18.12 |
1 |
|
Рассказ об освобождении станицы Чернышевской от немецко-фашистских захватчиков. |
46-47. |
|
Листая страницы истории. |
23.12 |
|
2 |
Подготовка литературно-музыкальной композиции. |
48. |
|
Листая страницы истории. |
25.12 |
|
1 |
Литературно-музыкальная композиция ко Дню освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков. |
49-50. |
|
Боевой путь жителей ст. Чернышевской. |
30.12 |
|
2 |
Поход по местам сражений. |
51-52. |
Воинская слава (14 ч.) |
33-я гвардейская стрелковая дивизия.
|
13.01 |
|
2 |
Сбор материала к оформлению стенда |
53. |
|
33-я гвардейская стрелковая дивизия.
|
15.01 |
|
1 |
Оформление стенда |
54-55. |
|
Отчизны верные сыны. |
20.01 |
|
2 |
Встреча с курсантами высших военных заведений. |
56. |
|
Книга памяти. |
22.01 |
1 |
|
Сбор материалов для оформления книги |
57-58. |
|
Книга памяти. |
27.01 |
|
2 |
Оформления «Книги памяти» |
59. |
|
Техника времен Великой Отечественной войны. |
29.01 |
|
1 |
Изготовление макетов военной техники |
60-61. |
|
Благотворительная акция «Посылка воину». |
03.02 |
|
2 |
Сбор вещей для отправки солдатам срочной службы |
62. |
|
Защитник Родины. Каким ему быть? |
05.02 |
1 |
|
Тематическая беседа |
63-64. |
|
Воинская слава России.
|
10.02 |
|
2 |
Проведение конкурса рисунков |
65. |
Они сражались за Родину! (16 ч.) |
Готов ли ты совершить подвиг? |
12.02 |
1 |
|
Опрос-беседа |
66-67. |
|
Отчизны верные сыны. |
17.02 |
|
2 |
Подготовка проекта о воинах освободителях ст. Чернышевской |
68. |
|
Соревнование «Держава армией крепка». |
19.02 |
|
1 |
Военно-спортивные игры ко Дню защитника отечества |
69-70. |
|
Великая Отечественная война. |
24.02 |
2 |
|
Просмотр видеофильма |
71. |
|
Документирование артефактов. |
26.02 |
|
1 |
Работа в комнате «Боевой славы» |
72-73. |
|
Поиск и сбор экспонатов. |
03.03 |
|
2 |
Поиск и сбор экспонатов времен ВОВ |
74. |
|
Фронтовые дороги. |
05.03 |
|
1 |
Проведение викторины |
75. |
|
Дети и война. |
10.03 |
|
1 |
Поисковая работа |
76. |
|
Патриотизм: знак вопроса. |
10.03 |
1 |
|
Диспут |
77. |
|
Воинская слава России.
|
12.03 |
|
1 |
Проведение конкурса рисунков |
78-79. |
|
Гордость и слава нашего края. |
17.03 |
|
2 |
Встреча с ветеранами ВОВ |
80. |
|
Викторина «Назови имя героя». |
19.03 |
|
1 |
Проведение викторины |
81. |
Вечно живые (поисковая работа) (21 ч.) |
Дети войны. |
02.04 |
|
1 |
Исследовательская работа |
82-83. |
|
Дети войны. |
07.04 |
|
2 |
Оформление папки - раскладушки |
84. |
|
Орден в твоем доме. |
09.04 |
|
1 |
Участие в операции. |
85-86. |
|
Военно- спортивная игра «Привет, солдат». |
14.04 |
|
2 |
Участие в военно-спортивных играх |
87. |
|
Ветераны Афганской и Чеченской войн. |
16.04 |
1 |
|
Встреча с ветеранами |
88-89. |
|
Ветераны Великой Отечественной войны. |
21.04 |
|
2 |
Сбор сведений о ветеранах |
90. |
|
Станица, в которой мы живем. |
23.04 |
|
1 |
Сбор материалов об истории станицы Чернышевской. |
91-92. |
|
Моя родословная. |
28.04 |
|
2 |
Исследовательская работа |
93. |
|
Улицы ст. Советской.
|
30.04 |
|
1 |
Сбор материала о героях- земляках, чьи имена носят улицы ст. Советской. |
94-95. |
|
Спасибо деду за Победу. |
05.05 |
|
2 |
Акция «Поздравь ветерана» |
96. |
|
Вахта памяти. |
07.05
|
|
1 |
Возложение цветов к памятнику воинам освободителям ст. Советской |
97. |
|
Возьми себе в пример героя. |
12.05 |
1 |
|
Подготовка к читательской конференции (по литературным произведениям о ВОВ войне) |
98. |
|
Возьми себе в пример героя. |
12.05 |
|
1 |
Читательская конференция (по литературным произведениям о ВОВ войне) |
99. |
|
Поклонимся великим тем годам. |
14.05 |
1 |
|
Урок мужества |
100-101. |
|
Славная дивизия. |
19.05 |
|
2 |
Поход по местам сражений 33-й Гвардейской дивизии |
102. |
Итоговое мероприятие (1 ч.) |
Чтобы помнили. |
21.05 |
|
1 |
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; оформление экспозиций. |
Педагогические технологии
Проведение занятий по программе «Я – исследователь» позволяет с успехом применять педагогические игры, что дает возможность находить оптимальные решения при достижении поставленных целей. При этом учитывается, что психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности детей в самовыражении, самоутверждении, стремлении к состязательности (Победе).
На занятиях при определении усвоения знаний учащимися применяется контрольный опрос с включением игровых элементов. Игровые элементы повышают интерес школьников к обсуждаемым вопросам.
При изучении теоретического материала практикуется использование метода проблемного обучения в наиболее подходящих для этого ситуациях. Постановка проблемных вопросов позволяет учесть уровень знаний учащихся и выбрать правильную жизненную позицию.
Условия реализации программы.
Данная программа включает несколько направлений обучения и воспитания, ее успешная реализация возможна только при условии выполнения ряда целей и задач.
Совместная работа педагогов дополнительного образования с заместителем директора по воспитательной работе, преподавателями ОБЖ и учителями физкультуры способствует созданию благоприятных условий для выполнения программы.
В ходе учебного процесса обучение и воспитание рассматриваются в тесном взаимодействии с социальными и общественно-политическими явлениями.
Ожидаемые результаты.
Формирование навыков самостоятельной работы с материалом на основе использования информационно-коммуникативных технологий.
Оформление экспонатов, выставок и экспозиций.
Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов.
Материально-техническое обеспечение.
При проведении занятий используются:
1.Информационные стенды по основной тематике программы.
2.Оборудование для проведения соревнований.
3.Альбомы, карандаши, краски.
Используемая литература.
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!-М.; Просвещение, 1990.
2.Лом И.М. Правила хорошего тона. Тула, 1993.
3.Пашкович А.П. Дни воинской славы России.-М.; Глобус, 2007.
4.Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. -М.; Глобус, 2007.
5.Курченко Н.А. 33-я гвардейская стрелковая дивизия. Волгодонск, 2010 г.
6.Книжная серия « Праздник в школе» О подвиге, о доблести, о чести. Минск; «Красико-принт», 2008.
7.Алмазов Б.А. Казаки.-Санкт-Петербург; «Золотой век», 1999.
8. Агафонов А.И. История донского казачества. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 2001.
9. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане.-Ростов: Книжное издательство,1999 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВВР
____________Анищенкова Г.Н.