Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 ст. Советской Советского района Ростовской области

 

Обсуждена и рекомендована

Рассмотрено методическим

Утверждаю

к утверждению педагогическим

советом образовательного

Директор школы

советом школы

учреждения

 ___________ Т.Н. Емельяненко

Протокол № ___ от ______2015 г.

Протокол № __ от ____.2015 г.

Приказ № _____ от_______2015

М.П.

 

Программа

дополнительного образования детей

по художественно-эстетическому направлению

кружок «Краски донской земли».

Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.

 Срок реализации 2015-2016 учебный год

Составила  программу:

Арженовская О.В. педагог

 дополнительного образования

 МБОУ Советской СОШ

 

ст. Советская

2015 г.

 

I. Пояснительная записка

 

Формирование творчески активной, богатой,  свободно и разносторонне мыслящей личности - важнейшая задача современной отечественной педагогики.  Одним из наиболее эффективных средств  является изобразительная деятельность.

Данная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти учащегося, его наблюдательности, воображения,  эстетического восприятия и художественного вкуса, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности.

Программа «Краски донской земли» направлена на углубленное изучение основ художественной культуры и дает возможность детям, независимо от степени их одаренности, достичь относительно высокого уровня художественной подготовки при условии проявления ими устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

 Задания имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить занятия одновременно со всеми детьми в едином коллективе, разновозрастном по составу.

      Обучения предусматривает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Программа обеспечивает связь истории и  современности, знакомство с лучшими образцами классической и современной живописи.

Оптимальная наполняемость группы 15 человек. Допустимы незначительные изменения количественного состава, но не более трех человек.

Среди живописных средств, предпочтение отдается гуаши, что дает возможность исправлять допущенные неточности.

В структуре программы сохранено деление на разделы «Рисунок», «Живопись», «Композиция».

В разделы «Рисунок» и «Живопись» включены задания по рисованию с натуры в жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел «Композиция» состоит из заданий по рисованию на темы природы и окружающей жизни, иллюстрирования сюжетов литературных произведений, композиций на исторические темы донского края, декоративной работы. Данные занятия выполняются по памяти и по представлению.

Значительное место в программе отведено изображению природы, ее объектов и явлений - пейзажу. Это продиктовано влиянием мира природы на духовное развитие личности. Помимо практической деятельности, занятия по рисунку, живописи и композиции включают в себя беседы об искусстве, Донском крае, экскурсии в природу.

Программа составлена на основании:

- Конституции Российской Федерации,

 - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,

- письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей  Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11. 12. 2006 №06-1844,

- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года от 06.10.2004 № ПК-2,

- Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования»,

-  приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области», Устава школы, школьного Положения о дополнительном образовании, Лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам №0000539 от 26 июня 2008г.

-Учебного плана Дополнительного образования МБОУ Советской СОШ

 

 

Направленность программы:

 Данная  программа художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.(2 часа в неделю)

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах  рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:

-актуализация имеющегося опыта по изобразительной деятельности;

-углубление художественно-познавательных интересов;

-формирование умений и навыков художественного самообразования;

      -развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления в реализации творческих идей;

      -воспитание художественного вкуса

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – учащиеся 8-9 кл.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы:  наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Отличительные особенности  данной образовательной программы  заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у подростков развиваются интеллектуальные и творческие начала.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности подростков программой предусмотрено:

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда  обучающиеся коллективно выполняет живописную работу.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате прохождения курса по данной программе учащиеся должны:

-ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

-организовывать творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

-воспринимать эстетические ценности и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

 

Формы подведения итогов реализации программы

-конкурс рисунков;

-выставка рисунков;

-коллективные композиции

 

II. Учебно-тематический план

 

Раздел

Темы

Кол-во

часов

Теоретич.

Практич.

 

 

Вводное занятие

1

1

 

1.

Рисунок

Основы рисунка. Натюрморт.

 Рисование с натуры объектов и картин природы.

21

2

19

2.

Живопись

Основы акварельной живописи.

Натюрморт. Живопись на пленэре.

10

1

9

 

 

Правда и красота повседневной жизни.

6

2

4

 

 

Мир природы

8

1

7

3.

Композиция

Архитектурная фантазия

8

1

7

 

 

Дела давно минувших дней

6

1

5

 

 

Образ и цвет

6

1

5

 

 

Итоговое занятие: подготовка и проведение выставки.

2

-

2

 

 

                                                                                                       Итого:

68

10

58

 

 

 

III.Содержание

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Дата

Теория

 

Практика

 

Содержание деятельности

Результат

Занятия

Методы оценки

достижений

учащихся

 

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

 

 

05.09

1ч.

 

Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование.

   Правила техники безопасности.

 

 

 

 

Раздел I  Рисунок.

Основы рисунка. Натюрморт.

 

 

 

05.09.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ч.

 

Понятие о рисунке, его роли в разных видах изобразительного искусства. Материалы и техника рисунка. Принципы конструктивного построения формы.

 

 

 

 

 

Натюрморт «Ваза с цветами»

 

 

12.09.

 

 

2 ч.

 

Натюрморт из цветов и фруктов.

Рисунок.

 

 

Осенний букет

 

19.09.

 

2 ч.

Рисование осенних цветов в вазах.

Рисунок.

 

 

Поздравительная открытка ко Дню Учителя.

 

26.09.

 

2 ч.

Выполнение открытки в технике

натюрморт.

Открытка

Выставка открыток ко

Дню учителя.

 

 

Рисование с натуры объектов и картин природы

Пейзаж

    Экскурсия в осенний лес.

   Беседа о возникновении    пейзажа.

 

 

 

 

 

 

03.10

 

 

 

 

 

2ч.

 

 

 

 

 

 

  История возникновения пейзажа. Русские художники-пейзажисты.  Отражение закономерностей многообразных форм природы графическими средствами. Основные принципы и методы работы на пленэре.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Парк

 

10.10.

 

2 ч.

Пейзаж в графике.

 

Рисунок.

 

 

Осенний лес

17.10.

 

 

2 ч.

Построение пространства в пейзаже.

 

 

Рисунок.

 

 

Березы

.

 

24.10.

 

2 ч.

 

  Зарисовка с натуры группы деревьев.

Рисунок.

 

 

 

Клен

 

 

31.10.

 

 

 

2 ч.

 

 

Пейзажная зарисовка с

ярко выраженной перспективой пространства.

 

Рисунок.

 

 

Дождливый день

 

14.11.

 

2 ч.

   Изображение в цвете состояния      погоды.

Рисунок.

 

 

Чир осенью.

 

21.11.

 

2 ч.

    Рисунок на пленэре.

Рисунок.

Конкурс рисунков

 

Раздел II Живопись

 

Основы акварельной живописи.

Натюрморт.

Живопись акварелью.

 

   Беседа об искусстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.11.

 

 

 

 

 

 

 

 

1ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличительные свойства акварели и ее выразительные возможности. Общие понятия о технике и материалах.

 

 

 

 

Цвет-основа языка живописи.

 

28.11

 

1 ч

Упражнения на овладение приемами и способами работы акварельными красками.

 

 

 

 

Натюрморт: «Глиняная посуда и яблоко».

 

 

05.12.

 

2 ч.

Многослойная живопись.

 

 

 

 

Первый снег.

 

 

12.12

 

 

2 ч.

 

Приемы работы по сухой бумаге.

 

Рисунок.

 

 

   Снегири

 

 

19.12.

 

 

2 ч.

 

Приемы работы по увлажненной бумаге.

 

Рисунок.

Выставка рисунков

 

   Донская сторона

26.12.

 

 

 

 

 

 

2 ч.

 

Приемы работы по увлажненной бумаге.

Рисунок.

 

 

Правда и красота повседневной жизни донского края.

 

Реализм в искусстве

   Просмотр видеофильма о донских художниках.

 

 

 

 

 

16.01.

 

 

 

 

 

2ч.

 

 

 

 

 

 

Правда жизни и правда искусства. Процесс создания станкового произведения.

 

 

 

Дикие звери донского края.

 

23.01.

 

2 ч.

Рисунки диких зверей по выбору.

Рисунок.

 

 

   Конь вороной.

30.01

 

 2 ч.

Колористическое решение эскиза.

Рисунок.

 

 

Мир природы

 

Русский пейзаж

 

Беседа о национальной, художественной школе пейзажа.

 

 

 

 

06.02.

 

 

 

 

1ч.

 

 

 

 

 

Разновидности пейзажного жанра (героический, романтический, лирический).

 

 

 

 

 

Уголок  зимнего парка.

 

 

06.02.

 

 

1 ч.

 

Фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством.

Рисунок.

 

 

   Иней на деревьях

 

13.02.

 

2 ч.

Приемы работы с использованием соли.

 

 

 

 

Морозный день.

 

 

20.02.

 

 

2 ч.

 

Пейзаж с ярко выраженным цветовым решением.

Рисунок.

 

 

Зимнее утро.

 

27.02.

 

2 ч.

Изображение зимнего пейзажа.

Рисунок.

Выставка рисунков

 

 

Раздел III Композиция

   Архитектурная    фантазия

 

Искусство архитектуры

 

Беседа об архитектуре. Показ слайдов о памятниках архитектуры.

 

 

 

 

 

 

06.03.

 

 

 

 

 

 

1ч.

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурные стили. Язык архитектуры (композиция, ритм, масштаб, свет и тень).

 

 

 

 

   Истоки архитектуры

06.03.

 

1 ч.

Зарисовка первоэлементов архитектуры.

Эскиз.

 

 

  Архитектурный     художественный образ: объем, форма.

13.03

 

2 ч.

Зарисовки своих композиций с использованием перспективы и светотени.

Рисунок.

 

 

   Казачий курень

20.03.

 

2 ч.

Изображение казачьего куреня используя свет и тень.

Рисунок.

 

 

   Деревянная церковь.

03.04

 

2 ч.

Зарисовка архитектурных объектов с использованием одной из трех композиций (фронтальной, объемной, пространственной).

Рисунок

Выставка рисунков

 

Дела давно минувших дней

 

Историческая тема в живописи.

Беседа о художниках исторического жанра с использованием видеоматериала.

 

 

 

 

 

 

 

10.04.

 

 

 

 

 

 

1ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество В.И. Сурикова и В.М. Васнецова. Процесс работы над исторической картиной.

 

 

 

 

 

Казачий хутор

10.04

 

1ч.

 

Рисунок в  графике.

Рисунок

 

 

 

Композиция на тему

 « Отважные казаки».

 

 

 

17.04.

 

 

 

2ч.

 

Составление композиция на тему

«Отважные казаки».

 

Коллективная композиция

 

 

Композиция на тему: «Подвиг народа в ВОВ».

 

 

24.04.

 

2 ч.

Работа над композицией.

Композиция

Выставка композиции

 

Образ и цвет

 

Цвет- основа искусства живописи

Беседа об основах живописи.

 

 

 

 

08.05.

 

 

 

 

1 ч.

 

 

 

Основные характеристики цвета (светлота, цветовой фон, насыщенность). Взаимодополнительные цвета. Контраст и отношения цветов. Воздушная перспектива.

 

 

 

 

Экскурсия в парк.

08.05

 

1 ч.

Зарисовки с натуры

 

 

 

 

 

 

Вечер в парке.

 

 

 

 

 

15.05.

 

 

 

 

2 ч.

 

 

 

Абстрактное изображение различных состояний одного и того же явления.

 

 

 

Рисунок

 

 

Сюжетно-тематическая композиция на тему: «Мой  край»

22.05

 

 

 

 

 

 

.

 

2 ч.

Составление композиции (коллективная работа).

Композиция

 

 

Итоговое занятие

Подготовка и проведение итоговой выставки.

 

 

 

29.05.

 

 

2 ч.

 

Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.

 

 

Выставка

 

Выставка рисунков.

 

 

 

IV. Методическое обеспечение программы

1При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те, или иные задания в зависимости от успеваемости членов коллектива.

В процессе обучения учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Здесь расширяются знания в области перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема, светотени. Все задания выполняются в определенной последовательности: предварительные наблюдения, составление рабочего эскиза. Некоторые занятия связаны с коллективным творчеством, где в процессе работы создается теплая дружеская атмосфера.

Беседы об искусстве проводятся в начале занятий. Им могут посвящаться и отдельные занятия. Развитию эстетических чувств помогает поэзия и музыка.

         2.Основными художественными материалами являются: бумага, графитовые и цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти и палитра.

 

V.Литература

1. Аллекова Е.М. Живопись.-М.: Слово, 2001.

2. Беда Г.А. Живопись и ее изобразительные средства.-М.: Владос, 2000.

1.Покидаева Т.Н. Изобразительное искусство-М: «РОСМЭН», 2000.

2.Солодовникова О.В. Большой самоучитель Рисования-М: «РОСМЭН», 2009.

3.Шматова О.Л. Самоучитель по рисованию акварелью. М: «Эксмо», 2007.

4.Лазарев А.А. Православное зодчество донского края - Ростов: «Терра», 2005.

 

 

 

 

 

                                                                                                                             СОГЛАСОВАНО

                                                                                                                             Заместитель директора по ВВР

                                                                                                                             ____________Анищенкова Г.Н.