Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ст. Советской Советского района Ростовской области
Обсуждена и рекомендована |
Рассмотрено методическим |
Утверждаю |
к утверждению педагогическим |
советом образовательного |
Директор школы |
советом школы |
учреждения |
___________ Т.Н. Емельяненко |
Протокол № ___ от ______2015 г. |
Протокол № __ от ____.2015 г. |
Приказ № _____ от_______2015 М.П. |
Программа
дополнительного образования детей
по художественно-эстетическому направлению
кружок «Мастерицы Дона».
Программа рассчитана на учащихся 11 классов.
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Составила программу:
Попова Вера Ефимовна учитель технологии
МБОУ Советской СОШ
ст. Советская
2015 г.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Мастерицы Дона» разработана на основе закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Дополнительные образовательные программы и Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года услуги, в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Программа базируется на методических рекомендациях по разработке образовательных программ и учебных планов дополнительного образования детей и молодежи за 2006 г.
Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с пряжей, нитками, тканью) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Целесообразно с первых занятий предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. У младших учащихся еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Цели: развитие творческих способностей через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи данной программы:
· Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
· Изготовление поделок и сувениров.
· Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, бисер, пряжа, и т.д.)
· Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
· Правильное использование цветовой гаммы.
Общая характеристика курса.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодёжью. Сохранение и изучение заповедей и традиций казачества России необходимо, так как они веками доказали своё право на существование. Анализ источников показывает, что казачество имело чётко поставленную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволяющие надёжно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.). В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Место учебного курса.
Программа рассчитана на детей школьного возраста от 12-16 лет(6-9класс).
При обучении используется режим групповых занятий 1 часа в неделю(34часа в год).
Содержание курса «Мастерицы Дона».
1. . Вводное занятие(1ч).
История возникновения и развития рукоделия. Правила техники безопасности при проведении занятий кружка.
«Народные ремесла и промыслы Дона» - это подлинная материальная летопись истории народа. Культура Дона самобытна и многообразна. Дон – это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. Этим во многом обусловлено своеобразие культуры Дона.
2.Бабушкин сундук (6ч).
Предметы персидского и турецкого производства в казачьем быту.
Возрождение казачьего декоративно-прикладного искусства. Семикаракорская белая керамика – художественный феномен. Использование белой керамики в оформлении интерьеров и иконостаса Свято-Троицкого храма в Семикаракорске (1991г., работа художников-керамистов Веры и Игоря Овчинниковых).
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.
Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде.
Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.
Практические занятия:
Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.
Творческое задание:
Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.
3.Причудливые узоры(10ч)
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Рапорт узора и его запись.
Изготовление образцов вязания крючком.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.
Перечень практических работ.
1.Изготовление образцов и изделий вязания крючком.
2.Изготовление образцов и изделий вязания спицами.
3.Разработка и выполнение проектов на основе вязания крючком и спицами.
4.Вышивка.(8ч)
Знакомство с различными видами вышивки народов нашей страны и Донского края. Знакомство с творчеством народных умельцев Донского края.
Инструменты материалы и приспособления, применяемые при работе с вышивкой.
Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.
Экскурсия в музей.
Перечень практических работ.
1Выполнение перевода рисунка на ткань.
2Выполнеине контурных вышивок.
3.Выполнение вышивки крест.
4.Уметь применять компьютерные программы для разработки собственных схем и рисунков.
5. Бисероплетение.(8ч)
Краткие сведения из истории возникновения жемчуга и бисера на Дону . Изделия из жемчуга и бисера в современной моде. Инструменты и материалы для плетения жемчугом и бисером. Подготовка материалов к работе. . Выбор плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров. Изготовление новых образцов и изделий из бисера и жемчуга.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике бисероплетения.
Материалы и инструменты для бисероплетения. Технология выполнения изделий из бисера и жемчуга.
Перечень практических работ.
Выполнение образцов плетения жемчугом и бисером.
Выполнение изделий из бисера и жемчуга.
Разработка и выполнение проектов с применением техники бисероплетения.
6.Выставка.(1ч)
Тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование раздела и тем
|
Кол-во часов |
Основное содержание по темам
|
Использование резерва учебного времени |
1 |
. Вводное занятие. |
1ч |
История возникновения и развития рукоделия. Правила техники безопасности при проведении занятий кружка.
|
|
2 |
Бабушкин сундук
|
6ч |
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков. Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде. Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.
|
владеть: информацией о видах народного костюма Донского края; знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при работе на швейной машине. уметь самостоятельно: выполнять эскизы одежды донских казаков декоративных элементов для платьев, блуз, юбок и жакетов; украшений. Разрабатывать новые эскизы одежды; создавать новые изделия или проекты.
|
3 |
Причудливые узоры . |
10ч |
Вязание на спицах.(5ч) Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий. Вязание крючком.(5ч) Особенности вязания крючком. Основные приемы вязания. Соединение мотивов. Вывязывания полотен различной формы. Техника филейного вязания. Украшение трикотажных изделий. Отделочное кружево. Орнамент в вязании. Вязание салфеток по схемам. Цветы которые никогда не завянут. Отделочные элементы.
. |
владеть: информацией обо всех видах вязания Донского края; знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при вязании крючком и спицами. Должны уметь самостоятельно: вязать образцы и изделия крючком; вязание образцов и изделий на спицах; выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев, блуз, юбок и жакетов; самостоятельно разрабатывать рапорты новых эскизов; создавать новые изделия или проекты.
|
4 |
Вышивка. |
8ч |
«Как петух на полотенце попал?» Знакомство с различными видами вышивки народов нашей страны и Донского края. Знакомство с творчеством народных умельцев Донского края и Приазовья. Инструменты материалы и приспособления, применяемые при работе с вышивкой. Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов. Экскурсия в музей.
|
Обучающиеся должны владеть: информацией обо всех видах вышивки Приазовского и Донского края; знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при работе с вышивкой. Должны уметь самостоятельно: организовать рабочее место; перевести рисунок на ткань; выполнять контурные швы; шов «Строчка»; шов «Крест» в разных направлениях; выполнять счётный рисунок; уметь применять компьютерные программы для разработки рисунков.
|
5 |
Бисероплетение. |
.8ч |
«Кто привез бисер и жемчуг на Донскую землю?» Краткие сведения из истории возникновения жемчуга и бисера на Дону. Изделия из жемчуга и бисера в современной моде. Инструменты и материалы для плетения жемчугом и бисером. Подготовка материалов к работе. Выбор плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров. Изготовление новых образцов и изделий из бисера и жемчуга.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике бисероплетения. Материалы и инструменты для бисероплетения. Технология выполнения изделий из бисера и жемчуга.
|
информацией обо всех видах техники плетения жемчугом и бисером на Дону -знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при плетении бисером и жемчугом Должны уметь самостоятельно: низание бисером в одну цепочку; низание бисером в две нити; низание бисерного полотна; самостоятельно разработать и выполнить новые схемы из бисера и жемчуга; проекты.
|
6 |
Выставка. |
1ч |
|
|
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата проведения |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Виды деятельности, формы работы |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||
1 |
08.09 |
|
Вводное занятие. |
1ч |
|
|
Бабушкин сундук(6ч)
|
||||||
2 |
15.09 |
|
Мужской народный и военный костюм донских казаков. |
1ч |
Зарисовка мужского костюма. |
|
3 |
22.09 |
|
Женский народный костюм. |
1ч |
Зарисовка женского костюма. |
|
4 |
29.09 |
|
Украшения донских казачек в XIX веке. |
1ч |
Изготовление украшений. |
|
5 |
06.10 |
|
Влияние Европейской моды в начале XX века. |
1ч |
Пошив казачьей одежды на кукол.
|
|
6 |
13.10 |
|
Праздничная и будничная одежда. |
1ч |
Пошив казачьей одежды на кукол.
|
|
7 |
20.10 |
|
Элементы женского и девичьего наряда. |
1ч |
Пошив казачьей одежды на кукол.
|
|
Причудливые узоры(10ч)
|
||||||
Вязание на спицах.(5ч)
|
||||||
8 |
27.10 |
|
Ассортимент изделий выполняемых в технике вязания на спицах. |
1ч |
Изготовление образцов вязания спицами. |
|
9 |
03.11 |
|
Материалы и инструменты для вязания. |
1ч |
Разработка проектов на основе вязания спицами. |
|
10 |
10.11 |
|
Приемы вязания на двух и пяти спицах. |
1ч |
Выполнение проектов на основе вязания спицами. |
|
11 |
17.11 |
|
Условные обозначения. |
1ч |
Выполнение проектов на основе вязания спицами. |
|
12 |
24.11 |
|
Технология выполнения вязаных изделий.
|
1ч |
Выполнение проектов на основе вязания спицами. |
|
Вязание крючком(5ч) |
||||||
13 |
01.12 |
|
История старинного рукоделия. |
1ч |
|
|
14 |
08.12 |
|
Изделия, связанные крючком, в современной моде. |
1ч |
Разработка проектов на основе вязания крючком. |
|
15 |
15.12 |
|
Инструменты и материалы для вязания крючком. |
1ч |
Выполнение проектов на основе вязания крючком. |
|
16 |
22.12 |
|
Технология выполнения различных петель. |
1ч |
Выполнение проектов на основе вязания крючком. |
|
17 |
29.12 |
|
Изготовление образцов вязания крючком.
|
1ч |
Выполнение проектов на основе вязания крючком.
|
|
Вышивка(8ч). |
||||||
18 |
05.01 |
|
Виды вышивки народов нашей страны и Донского края. |
|
Беседа. |
|
19 |
12.01 |
|
Творчество народных умельцев Донского края.
|
|
Выставка работ. |
|
20 |
19.01 |
|
Инструменты материалы и приспособления. |
|
Выполнение перевода рисунка на ткань.
|
|
21 |
26.01 |
|
Подготовка одежды к традиционным праздникам. |
|
Выполнение контурных вышивок.
|
|
22 |
02.02 |
|
Виды орнаментов. |
|
Выполнение вышивки крест.
|
|
23 |
09.02 |
|
Цветовые сочетания и символика в орнаменте. |
|
Выполнение вышивки крест.
|
|
24 |
16.02 |
|
Характерные черты орнаментов народов России. |
|
Выполнение вышивки крест.
|
|
25 |
02.03 |
|
Компьютер в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций.
|
|
Уметь применять компьютерные программы для разработки собственных схем и рисунков.
|
|
Бисероплетение (8ч). |
||||||
26 |
09.03 |
|
История возникновения жемчуга и бисера на Дон. |
1ч |
|
|
27 |
16.03 |
|
Инструменты и материалы для плетения жемчугом и бисером. |
1ч |
|
|
28 |
23.03 |
|
Изделия из жемчуга и бисера в современной моде. |
1ч |
|
|
29 |
06.04 |
|
Ассортимент изделий, выполняемых в технике бисероплетения.
|
1ч |
Выполнение образцов плетения жемчугом и бисером.
|
|
30 |
13.04 |
|
Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров. |
1ч |
Выполнение образцов плетения жемчугом и бисером.
|
|
31 |
20.04 |
|
Материалы и инструменты для бисероплетения. |
1ч |
Выполнение изделий из бисера и жемчуга |
|
32 |
27.04 |
|
Изготовление новых образцов и изделий из бисера и жемчуга.
|
1ч |
Выполнение изделий из бисера и жемчуга |
|
33 |
18.05 |
|
Технология выполнения изделий из бисера и жемчуга.
|
1ч |
Выполнение изделий из бисера и жемчуга |
|
34 |
25.05 |
|
Организация выставки. |
1ч |
|
|
Учебно-методическое обеспечение.
1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
2. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
3. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
4. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
5. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
6. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
7. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
8. М.А.Гусакова “Аппликация”
9. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
10. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
11. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
12. Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
13. Т.И. Еременко “Рукоделие”
14. “Искусство бисероплетения”
15. “Игрушка”
16. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
17. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
18. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
19. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
20. Н.М.Конышева “Умелые руки”
21. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
22. “Копилка игр сибирячка”
23. С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
24. Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
25. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
26. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
27. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
28. А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
29. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
30. Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
31. Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”
32. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки.”
33. Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”.
Материально-техническое обеспечение.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка,, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; поролон, шерстяная пряжа.
Результаты.
Результатом реализации программы кружка «Мастерицы Дона» являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, станицы), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения тематических вечеров.
Знать:
роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства; основные сведения о вышивальном производстве; традиции и новейшие технологии обработки различных материалов (ткани, теста); основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений; требования к выбору профессии.
Уметь: выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов; выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений; выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия; разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
экскурсии в музеи; наблюдения;
целевые прогулки;
моделирование и показ сказок
Словесный метод
чтение стихотворений;
беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
ответы на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщение дополнительного материала;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.
Практический метод
проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
изготовление кукол к сказкам;
постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;
проведение экскурсии различной направленности
Формы работы с детьми
Создание творческих проектов детьми;
Проведение праздников.
Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.
Экскурсии по станице.
Организация выставок.
Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с забавами донских казаков, с устным народным творчеством.
результат
Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.
Обучающиеся в процессе кружковой деятельности должны овладеть следующими компетенциями:
познавательные: навыки самостоятельной работы с информацией, применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач; самостоятельного конструирования изделий;
-исследовательские: выявление проблем, сбор информации с использованием интернета, построение гипотез, обобщение;
-коммуникативные: умение передавать информацию, слушать и понимать другого, умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, способность принимать собственные решения и брать на себя ответственность, регулировать конфликты;
-информационные: способы получения из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка и хранение;
-социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, способность принимать собственные решения и брать на себя ответственность, регулировать конфликты;
« Согласованно»
Заместитель директора по ВР.
Протокол _____ № от ________
___________________________
Анищенкова Г.Н