Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 ст. Советской Советского района Ростовской области

 

Обсуждена и рекомендована

Рассмотрено методическим

Утверждаю

к утверждению педагогическим

советом образовательного

Директор школы

советом школы

учреждения

 ___________ Т.Н. Емельяненко

Протокол № ___ от ______2015 г.

Протокол № __ от ____.2015 г.

Приказ № _____ от_______2015

М.П.

 

 

 

 

 

 

Программа

дополнительного образования детей

по социально-педагогическому направлению

кружок «ЮИД».

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.

Срок реализации 2015-2016 учебный год

 

 

 

 

Составил программу:

Березовский М.С. педагог дополнительного образования

 МБОУ Советской СОШ

 

 

 

ст. Советская

2015 г.

 

Пояснительная записка

          Программа кружка разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Программа является авторской, разработана руководителем кружка Юных инспекторов дорожного движения Березовским М.С.

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

          Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

         Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.  Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5-10х классов.  Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной  и средней школы. 

        Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок, зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.  Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Цель программы: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах 

Задачи программы:

1) Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и                     осознанное к ним отношения;

2) Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; 

3) Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

4) Повысить интерес школьников к велоспорту;

5) Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

6) Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

7) Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

1)   самостоятельности в принятии правильных решений;

2)   убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;

3)   внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;

4)   здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.

Ожидаемый результат:

1)  Развитие и совершенствование навыков безопасного поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

2) Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства; 

3) Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

4)   Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

5) Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

6)   Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

·   Конституция РФ.

·    Конвенция «О правах ребенка».

·    Правила дорожного  движения.

·    Устав образовательного учреждения.

·    Учебный план.

·    Учебные программы.

·    План воспитательной работы ОУ

·    Положение об отряде юных инспекторов движения.

Материально-техническое обеспечение:

·  кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;

·  учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ

 

Научно – методическое обеспечение:

1.      Государственный образовательный стандарт

2.      Учебный план и учебные программы школы.

3.      Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

4.      Учебники по ОБЖ, ПДД.

5.      Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

6.      Газета «Добрая Дорога Детства»

В тематический план включен следующий материал:

1. Правила дорожного движения:

•       общие положения;

•       обязанности пешеходов;

•       сигналы светофора;

•       правила для водителей;

•       дорожные знаки;

•       практические занятия.

2. Основы доврачебной медицинской помощи:

•   общие принципы оказания доврачебной помощи;

•   техника наложения повязок;

•        первая помощь при общих ранениях;

•        первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

•        первая помощь при несчастных случаях;

•        первая помощь при ожогах и отморожениях;

•        транспортировка при различных видах травм.

3. Фигурное вождение велотранспортных средств.

Формы подведения итогов реализации программы:

§  выставки

§  праздники

§  театрализованные представления

§  соревнования

§  конкурсы

§  агитбригады

 

 Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

 В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

 В воспитании – (по Г.И.  Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

 Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

По срокам реализации программа годичная.

В работе кружка участвуют учащиеся 6-8 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов в год).

Учащиеся должны:

знать:

·        правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

·        серии дорожных знаков и их представителей;

·        способы оказания первой медицинской помощи;

·        техническое устройство велосипеда.

уметь:

·        работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

·        работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

·        читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

·        оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

·        пользоваться общественным транспортом;

·        управлять велосипедом.

иметь навыки:

·        дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

·        взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

·        участия в конкурсах, соревнованиях.

·        активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

 

Календарно-тематическое планирование

 работы кружка ЮИД «Юные инспектора дорожного движения»  

 4 часа в неделю (136 занятий в год)

на 2015 – 2016 учебный год

п/п

Дата

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1.

03.09

Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

2

1

1

2.

05.09

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

2

2

-

3.

10.09

ПДД. Общие положения. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.

2

2

-

4.

12.09

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

5.

17.09

Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров.

2

1

1

6.

19.09

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.

2

1

1

7.

24.09

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.

2

1

1

8.

26.09

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

9.

01.10

Предупреждающие знаки.

2

1

1

10.

03.10

Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Изготовление макетов дорожных знаков.

2

1

1

11.

08.10

Первая медицинская помощь. Общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

2

2

-

12.

10.10

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

13.

15.10

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.

2

2

-

14.

17.10

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.

2

1

1

15.

22.10

Основные требования при оказании ПМП при ДТП. Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.

2

2

-

16.

24.10

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

17.

29.10

Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры.

Опознавательные знаки транспортных средств.

2

1

1

18.

31.10

Места установки дорожных знаков.

2

1

1

19.

15.11

Содержание аптечки ПМП, которую желательно иметь дома.

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

2

1

1

20.

12.11

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.

Виды разметки.

2

1

1

21.

14.11

Горизонтальная разметка и ее назначение.

Вертикальная разметка и ее назначение.

2

1

1

22.

19.11

Светофорное регулирование движения                                        транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров.

2

2

-

23.

21.11

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика.

2

1

1

24.

26.11

Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.

2

1

1

25.

28.11

Расположение транспортных средств на проезжей части.

Сигналы автомобиля.

2

2

-

26.

03.12

Виды кровотечений. Способы наложения повязок.

2

1

1

27.

05.12

Перекрестки и их виды.

Проезд перекрестков.

2

2

-

28.

10.12

Обновление материалов на стендах по ПДД.

Правила перехода перекрестка.

2

1

1

29.

12.12

Правила движения на перекрёстке при регулировании движения регулировщиком и светофором.

2

1

1

30.

17.12

Переломы, их виды. Оказания первой помощи пострадавшему.

2

1

1

31.

19.12

Места перехода проезжей части. Правила движения

2

1

1

32.

24.12

Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов. Остановка и стоянка транспортных средств

2

1

1

33.

26.12

Движение через Ж/Д пути. Особенности движения пешеходов в зимнее время.

2

1

1

34.

14.01

Правила пользования транспортом.

2

1

1

35.

16.01

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи

2

1

1

36.

21.01

Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.

2

1

1

37.

23.01

Движение по загородной дороге

2

1

1

38.

28.01

Подготовка к выступлению агитбригады.

2

1

1

39.

30.01

Остановка. Стоянка. Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств

2

1

1

40.

04.02

Обморожение. Оказание первой медицинской помощи.

2

1

1

41.

06.02

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.

2

1

1

42.

11.02

Решение тестов и дорожных задач на дорожном макете

2

-

2

43.

13.02

Виды и техники наложения повязок.

2

1

1

44.

18.02

Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и руками.

2

1

1

45.

20.02

ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.

2

2

-

46.

25.02

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация

2

1

1

47.

27.02

Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации

2

1

1

48.

04.03

Повторение правил дорожного движения. Решение тестовых заданий

2

-

2

49.

06.03

Решение экзаменационных билетов он-лайн с разбором.

2

-

2

50.

11.03

Подготовка к выступлению агитбрагады.

2

1

1

51.

13.03

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

2

1

1

52.

18.03

Ушибы, вывихи и переломы. Первая помощь при ушибах, вывихах и переломах.

2

1

1

53.

20.03

Подготовка в «Безопасному колесу» Решение дорожных задач

2

1

1

54.

03.04

Подготовка выступления агитбригады.

2

1

1

55.

08.04

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания по первой медицинской помощи.

2

1

1

56.

10.04

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

57.

15.04

Решение экзаменационных билетов он-лайн с разбором.

2

1

1

58.

17.04

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания по первой медицинской помощи.

2

1

1

59.

22.04

Подготовка выступления агитбригады.

2

1

1

60.

24.04

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

61.

29.04

Подготовка игр и конкурсов по ПДД для учащихся

2

1

1

62.

06.05

Просмотр видеофильма по ПДД

2

-

2

63.

08.05

Фигурное вождение велосипеда

2

-

2

64.

13.05

Решение тестов и дорожных задач

2

1

1

65.

15.05

Пропаганда правил дорожного движения. Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма

2

1

1

66.

20.05

Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).

2

-

2

67.

22.05

Фигурное вождение велосипеда

1

-

1

68.

27.05

Итоговое занятие: подведение итогов работы за год.

1

1

-

 

План теоретических и практических занятий

п/п

Содержание материала

Время, отводимое на занятия

Теоретические

Практические

1.

Правила дорожного движения

45ч.

41ч.

2.

Основы доврачебной помощи

13ч.

9ч.

3.

Фигурное вождение велотранспортных средств

2ч.

16ч.

4.

Агитационная работа

4ч.

6ч.

 

 

64

72

 

ИТОГО

136ч.

 

Содержание программы.

136 часа  (4 часа в неделю)

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тема 1. Введение в образовательную программу кружка.

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка по безопасности ДД.

Тема 2. История правил дорожного движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Тема 3. Изучение правил дорожного движения.

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

 Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).

Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Движение через железнодорожные пути.

Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки.

Причины ДТП.

Меры ответственности пешеходов и  водителей за нарушение ПДД.

 Практика.

 Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». 

 Встречи с инспектором ГИБДД  по практическим вопросам.

 Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория.

 Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

 Раны, их виды, оказание первой помощи.

 Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

 Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

 Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

 Виды повязок и способы их наложения.

 Обморок, оказание помощи.

 Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

 Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

 Обморожение. Оказание первой помощи.

 Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником  по практическим вопросам.

Наложение  различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Тема 5. Фигурное вождение велосипеда.

Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.

Практика.

Подготовка и проведение игры в начальных классах.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений)

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.

2.      Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.

3.       Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.: За рулем, 2002.

4.       «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.

5.      Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

6.       В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

7.      Н.Е. Щуркова  Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

8.      Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

9.      Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.

10.  В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО»,  2006 – 224 с.

11.  Н.А. Максименко Дарите детям любовь  Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.

12.  Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.

13.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

14.  Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»

 

 

 

 

«Согласована»

Заместитель директора по ВВР

Анищенкова Г.Н.____________