«Утверждаю»

                                                                            

Директор МБОУ Советская СОШ

                                                                           _____________ Т.Н.Емельяненко

                                                                      Приказ №  154\1             от 31.08.2016 г.

 

                    

Программа

                    

гражданско – патриотического

воспитания учащихся

МБОУ Советская СОШ

 

«Я – патриот России»

 

на 2016 – 2020 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

Автор-составитель:

заместитель директора по ВВР

Анищенкова Галина Николаевна

                                                     

 

ст. Советская,

 2016г.

 

 

Паспорт  программы

 

гражданско - патриотического воспитания обучающихся

«Я – патриот России»

 

Наименование  

Программы

  Программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся «Я – патриот России»   МБОУ Советская СОШ на 2016-2020 годы.

Основание для  разработки

- Конвенция о правах ребенка;

- Декларация прав ребенка;

- Конституция РФ;

-Закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ;

-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

-Государственная программа «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 г»;

- Устав школы.

Разработчик

Заместитель директора ВВР Анищенкова Г.Н.

Основная цель Программы

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Основные задачи Программы

·                   формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию;

·                   формирование у обучающихся активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;

·                   содействие проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у обучающихся уважения к старшему поколению,  гордости за историю своей Родины;

·                   привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

·                   проведение целенаправленной работы со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере гражданско-патриотического воспитания в селе.

Сроки

реализации программы

Реализация  программы проходит в три этапа:

Начало эксперимента –  январь 2016 г.

Проектный этап - 2016- 2017 г.г.

Аналитический этап -2017-2020 г.г,

Дата окончания эксперимента – 2020г.

Исполнители мероприятий программы

Педагоги, учащиеся, родители.

Система реализации и

контроля исполнения

Программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора по ВВР МБОУ Советская СОШ. Практическую работу осуществляют исполнители Программы: педагоги школы,  учащиеся, родители.

Ожидаемые результаты программы

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией:

- становление системной и комплексной работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению  учащихся и родителей;

- существенное повышение качества духовно-нравственного, гражданского, патриотического сознания в детской среде;

- формирование  культуры трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к истории и традициям.

 

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина.

 

I. Пояснительная записка

Программа гражданско–патриотического воспитания «Я – патриот России»  разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг.». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданского и военно-патриотического воспитания в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе ст. Советской Советского района Ростовской области направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданского и военно-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций, кружков по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, району, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, района, школы.

Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина и патриота Родины, района, школы и способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности педагогического коллектива школы, патриотических кружков.

Она ориентирована на участие в процессе воспитания учащихся морально здоровых слоёв населения района, области, России.

Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени, а это:

- экономическая дезинтеграция;

- социальная дифференциация общества;

     - девальвация духовных ценностей.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения района, области, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Еще заметна частичная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно стали вносить в патриотизм изменения. К сожалению, в общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, способные защищать её.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой Родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося:

наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому гражданское и военно-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

 

II. Цель, задачи и принципы построения программы.

Целью Программы является совершенствование и развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе консолидации усилий педагогического коллектива школы, органов школьного, местного самоуправления, родительского сообщества, средств массовой информации решать задачи патриотического воспитания учащихся школы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития системы патриотического воспитания в школе;

 -выявить условия для формирования у подрастающего поколения патриотизма;

-определить приоритетные направления патриотического воспитания учащихся школы и мероприятия по их реализации;

-четко определить этапы реализации программы.

Принципы построения программы:

·         принцип согласованности – все разделы программы имеют существенные признаки совпадения. Программа является сквозной. Отдельно взятые блоки программы дополняют друг друга;

·         принцип полноты – программа включает в себя существенные элементы функционирования военно-патриотической работы в школе;

·         принцип целевого единства – все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы;

·         возрастной принцип – в программе учитываются возрастные особенности обучающихся от 1 до 11 класса.

 

Новизна, отличительные особенности программы.

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.

Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций,  ролевые игры) и диагностических методик, по оценке качества патриотического воспитания.

Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента: когнитивный (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально–чувственный (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный (виды деятельности и действия патриотического характера).

 

III. Система программных мероприятий: основные направления реализации Программы

Основные направления реализации программы:

·     совершенствование процесса патриотического воспитания;

·     разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время;

·     внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников;

·     использование государственных символов России в патриотическом воспитании;

·     информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех субъектов образовательного процесса. Однако, приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

 

IV. Эффективность программы

Конечными результатами программы должны стать:

·                   утверждение в сознании, чувствах  обучающихся  патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию, прошлому России, к традициям родного края;

·                   формирование гражданской грамотности учащихся;

·                   повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

·                   создание кружков патриотической направленности;

·                   привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

·                   повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся.

 

V. Механизм реализации Программы

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста.

Программа охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.

Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.

На уровне начальной школы педагогический коллектив призван:

- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;

- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

На уровне основной школы, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив стремится:

- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родной станице, людям, живущим в ней;

- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на уровне основной школы и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.

Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите её интересов. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В концепции программы - система патриотического воспитания школьников, которая действует при наличии:

- мотивированных к воспитанию педагогов;

- научно-методического обеспечения воспитательного процесса;

- финансово-материального обеспечения;

- организационно-педагогического обеспечения;

- правовых условий.

Мы считаем, что самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой практического патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Поэтому воспитание на уровне  средней школы, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом следующих задач:

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

- продолжать начатое ранее гражданское, нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы гражданско - патриотического просвещения и воспитания.

В осуществлении Программы участвуют  родители, педагоги, руководители кружков, обучающиеся, школьная библиотека,  родительский комитет,  совет старшеклассников, общественные организации.  

Координацию деятельности по управлению реализацией  Программы осуществляет заместитель  директора  по  воспитательной  работе.

 

Основные формы деятельности:

1. Учебная деятельность по предметам.

2. Система классных часов, нетрадиционных уроков.

3.           Работа детских творческих коллективов: кружков, секций.

4.            Конференции, семинары, концерты, праздники.

5.            Система мероприятий школьной библиотеки.

6.            Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.

7.            Участие в районных конкурсах, смотрах.

8.            Организация родительского всеобуча.

10. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр,  

фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий.

11. Выставки творческих работ.    

12. 0рганизация работы школьного самоуправления.

13. Участие в акциях.

14. Организация встреч с ветеранами, шефство над престарелыми.

16.Организация работы школьной Комнаты Боевой славы.

 

Социальные связи:

 

Администрация  МБОУ Советская СОШ.

Дом культуры.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Совет ветеранов  района.

Библиотека.

Орган опеки и попечительства  района.

 

Члены педагогического коллектива:

- разрабатывают собственные модели и проекты гражданского и патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их осуществление;

- вносят предложения администрации школы  по совершенствованию воспитательного и социализационного процесса детей, повышению квалификации учителей школы;

- проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере гражданского и патриотического воспитания;

- определяют «болевые» точки в реализации программы и меры по их устранению.

   

Ограничения и риски проекта:

1. Отсутствие качественной курсовой переподготовки учителей и классных руководителей  по гражданско-патриотическому  воспитанию;

3. Недостаток финансового обеспечения;

4. Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности.

 

Состав творческой группы по реализации программы гражданско - патриотического воспитания « Я – патриот России»

 

№ пп

ФИО

Функциональные обязанности

Ответственность

1

Емельяненко Татьяна Николаевна

Директор

Координатор проекта.

Мониторинг экспериментальной работы

2

Анищенкова Галина Николаевна

Зам. директора ВВР, член творческой группы

Педагогические и методические  аспекты целостной системы гражданско-патриотического образования

3

Старун Екатерина Сергеевна

Зам. директора по УВР

Руководитель образовательного модуля,

проект

4

Березовский Максим Сергеевич;

Шуваева Галина Анатольевна

Учитель истории, обществознания, член творческой группы

Руководитель образовательного модуля

5

Арженовская Ольга Владимировна

Руководитель Комнаты Боевой славы.

Руководитель образовательного модуля

 

               

 

Патриотическое воспитание школьников средствами  учебного процесса

         

 Любой классный руководитель - это, прежде всего, учитель-предметник.        

 Знание функций учебного процесса, в системе патриотического  воспитания обучающихся поможет учителю в постановке целей урока,
при отборе материала с патриотической направленностью, в определении методов и форм организации деятельности обучающихся, то есть
тех важнейших элементов, без которых урок не обеспечивает решения
поставленных задач.        

        Реализация функций учебного процесса в патриотическом  воспитании требует соблюдения принципа единства содержательного и процессуального. Применение его в процессе подготовки обучающихся к служению Отечеству вызвано тем, что отбор элементов общественной культуры, подлежащих усвоению, следует сопровождать поиском и формированием адекватных дидактических средств, обеспечивающих их эффективную «передачу» обучающимся.

Обучение в школе выполняет ведущую развивающую функцию, поскольку в содержании учебных предметов отражены важнейшие нравственные, духовные ценности и культурные традиции нашего народа.

Важно, чтобы эти знания выполняли регулирующую роль по отношению к процессу овладения патриотической деятельностью,  чтобы материал учебных предметов также расширял социальный опыт обучающихся, а полученные знания переносились в практическую деятельность по укреплению  морали.

Учитель должен организовать патриотическое воспитание в учебном процессе так, чтобы каждый предмет стимулировал развитие личности школьника по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которые он располагает, и вносил свой «вклад» в формирование базовых компонентов опыта служения Отечеству.

Учитывая сказанное, обратимся к анализу возможностей учебных дисциплин в патриотическом воспитании школьников.

·     уроки истории

На уроках истории обучающиеся знакомятся с героическими событиями отечественной истории; с традициями, изучают историю Великой Отечественной войны и роль советского народа в победе над фашизмом. (Проведение с учащимися конференций, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, классных часов, уроков мужества, посвященных Великой Отечественной войне).  

·     уроки ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) 

Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Курс ОБЖ помогает обучающимся подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор. В рамках  ОБЖ ежегодно в школе проводится конкурс «Безопасное колесо».

·        кружковая деятельность по туристско-краеведческому направлению

Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю (традиции, обычаи).

·     уроки обществознания

Уроки обществознания проводятся в 5-11 классах. На них   обучающиеся  получают  гражданское образование, изучают Конституцию Российской Федерации.  Особое внимание уделяется подготовке  обучающихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей (изучение избирательного права и избирательного процесса). Обучающиеся знакомятся с понятием «цивилизация», изучают цивилизацию прошлого и современную, с духовными ценностями.

·     уроки изобразительного искусства.  

        На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с художниками, проводятся конкурсы рисунков, например, «Мир в котором я живу», "Они сражались за Родину", «Моя семья», «Моя родословная», «Эх донская сторона», фотоконкурс  «Семейные трудовые династии» и т.д.

·     уроки литературы и русского языка

На уроках литературы происходит знакомство с художественной литературой о Родине, семье, исторических событиях, проводятся различные конкурсы чтецов. Обучающиеся получают знания о фольклоре, библиографические и  историко-культурные сведения, знакомятся с лирическими жанрами и формами. Изучение литературы дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. Через изучение произведений происходит осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне.

  На уроках русского языка  пишут различные тематические сочинения, диктанты, изложения на патриотическую тему, пробуют сочинять стихи, рассказы.

·     уроки музыки

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.


             Патриотическое воспитание во внеклассной работе.

 

Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы. На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь образовательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеурочное время.

 

Выбор организационных форм патриотического воспитания осуществляется:

1) исходя из количественного состава участников (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятий);

2) в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно-иллюстративные, поисково-исследовательские);

3) с точки зрения основных направлений патриотического воспитания (формы духовной, правовой,  военно-прикладной, физической подготовки).

·        классные часы 

         Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям. Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитания активной гражданской позиции воспитанников.

Тематика классных часов:

·        “Русь, Россия, Родина моя” – цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;

·     Уроки мужества «Нет безымянных героев», «Защита Сталинграда», «Имя земляка – гордость станицы»  - цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;

·        «Урок доброты» дает возможность сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных ценностей, на базе которых можно воспитать образованного и нравственного человека;

·     “Мы – славяне” – цикл классных часов по славянской мифологии, традициям;

·     “День защитников Отечества” – проводится на каждой ступени обучения в различных формах;

·     “Запретный плод сладок” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;

·     “Дом – край – мир” – цикл классных часов по реализации национально – регионального компонента;

·     “Я – гражданин России” – цикл классных часов о выдающихся личностях села, страны;

·     “Опалённые войной” – цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;

·     “Здравствуйте все” – цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;  

·     “Выбираем профессию” – цикл классных часов по профориентации;

·     “Наши права и обязанности” – цикл классных часов по правовой грамотности;

·     «Герои Советского Союза - наши земляки»

·     Символика РФ.

Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через все года обучения, не исключая включения других тем.

На классных часах проходят тематические встречи и беседы с ветеранами войны и тружениками тыла, интересными людьми, выдающимися личностями. Ветеранов войны и тружеников тыла, к сожалению, осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Ученики приходят к ветеранам домой, слушают их рассказы о войне; выступают перед ними при проведении торжественных мероприятий. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них представители различных специальностей.

 

Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся

 

Многие внеклассные мероприятия посвящены Родине, героическим страницам ее истории.   Главной целью этих занятий является раскрытие смысла такого понятия     как "любовь к родине", воспитание у юных граждан чувства уважения     и любви к своему отечеству. В зависимости  от наступления календарных праздников или исторических дат, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием проводятся мероприятия согласно плану работы.

В ознаменование заслуг Вооруженных Сил нашей Родины установлены всенародные государственные праздники:

9 декабря-День героев Отечества

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов России.

23 февраля – День защитника Отечества.

9 мая – День Победы.

4 октября – День военно-воздушных сил РФ.

16 ноября – День ракетных войск и артиллерии.

17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения.

 

Законом установлены 15 дней воинской славы России

18 апреля (5 апреля)

День победы русских воинов во главе с благоверным князем Александром Невским над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.)

21 сентября (8 сентября)

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)

7 ноября

День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.)

10 июня (27 июня)

День победы Русской Армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.)

9 августа (27 июля)

День первой в российской истории морской победы Русского Флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.)

24 декабря (11 декабря)

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.)

11 сентября (28-29 августа)

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)

8 сентября (26 августа)

День Бородинского сражения Русской Армии под командованием М.И. Кутузова с наполеоновской армией (1812 г.)

1 декабря (18 ноября)

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)

23 февраля

День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) — День защитников Отечества

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой

(1941 г.)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

23 августа

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.)

27 января

День снятия блокады г. Ленинграда (1944 г.)

9 Мая

День победы советского народа в Великой Отечественной войне

1941—1945 гг.

 

 

Гражданско-патриотическое воспитание через различные  районные мероприятия.

 

          Работа  детского самоуправления

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реализовываться как через содержание программ их деятельности, так и организацию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважительное отношение к своей Родине.

Члены общественных объединений овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли, влияют на положительные изменения в государстве.

 

Изучение символики и символов Российской Федерации

В формировании патриотических чувств у  школьников одно из ведущих мест принадлежит государственной и общественной символике. Обращение к ней в воспитательной работе со школьниками является одним из условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей.

 Национальные символы — это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства. Символы отражают структуру национальных ценностей. Структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственный Флаг, Герб и Гимн. Все эти символы отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и области и ее национальных ценностях.

При знакомстве на классных часах, на уроках истории и музыки и др. с государственной символикой (герб, флаг, гимн) используются компьютерные презентации.

В школе оформлен стенд с государственными символами РФ, Ростовской области.

 

Организация культурной, экскурсионной работы. Изучение культуры и истории нашей Родины, села, района.

 

·     Знакомство с историей, культурой, архитектурой нашей страны и области через уроки истории, литературы, музыки, МХК, классные часы.

·     Организация экскурсий.

·     Посещение выставок, музеев.

 

Поисковая работа 

 

          Одной из действенных форм деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи является поисковое движение.  Поисковая работа помогает воспитывать самые разные качества, среди них целеустремленность, жажда активной деятельности, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность, а главное – желание помогать. «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых…» (Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский)

·     сбор материалов о ветеранах войны и труда, выпускниках школы, воинах-интернационалистах;

·     создание летописи школы (в том числе и фотолетописи), альбомов о земляках, учителях, пионерской организации, выдающихся выпускниках;

·     выпуск плакатов, буклетов и газет, посвященных поисковой работе;

·     организация публикаций по поисковой работе.

   

 Работа со средствами массовой информации

 

·     публикации в межрайонной газете «Авангард» по проблемам патриотического воспитания;

·     участие в конкурсах методических разработок.

 

Формирование банка данных по теме 

·     разработка проектов;

·     разработка и применение тематических  компьютерных презентаций: презентация школы и другие тематические презентации.

·     создание и пополнение папки «Материалы по патриотическому воспитанию».

 

Патриотическое воспитание средствами дополнительного образования

 

Патриотическое воспитание средствами краеведения

Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Школьное краеведение является  одним из  направлений общего краеведения.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании в РФ».

В краеведческой деятельности формируются не только патриотические убеждения - она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения. Краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и  включает в себя многообразие форм и методов развития личности. Особенности краеведческой деятельности способствуют познанию социальной и природной  среды  и самопознанию школьников в окружающем их мире. То есть,  краеведение направляет учащихся на активное познание родного края.

        Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь обучающихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путем открытий - действительно актуальная проблема нашего времени.

        В своей работе педагогу необходимо учитывать, что краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

·     изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;

·     изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т. д.;

-изучение архивных документов, памятников истории, культуры  или природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музеев;

-проведение школьных экспедиций (экскурсий) - исторических, этнографических, археологических и др.;

-обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация краеведческого музея (уголка);

-использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

В краеведческой деятельности можно выделить четыре функциональные части: изучение самим учителем местного края, введение им накопленного материала в содержание преподаваемой дисциплины, включение детей в изучение родного края, организация посильной для них работы по изучению местной жизни.

Краеведческая работа в школе проводится в трех основных  формах: на уроках, на занятиях кружка,  во внеурочное время.

Традиционно программы основной школы предусматривают по ряду предметов (география, история, литература) изучение родного края. Обязательны знание учителями основ краеведения, профессиональное владение методикой исследовательской работы.

Классному руководителю необходимо использовать все многообразие форм краеведческой работы, которые помогут ему в формировании ценностных ориентации и убеждений школьников, поддержании  интереса к исторической и  военной тематике.

 

Патриотическое воспитание в семье.

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота.

Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Чем старше становится ребенок, тем сознательней он воспринимает элементы патриотического воспитания.

Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное обучающимся с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, становится украшением семейного альбома.

       Составляя родословное древо своей семьи, дети вовлекаются в большую и нужную работу. К ним подключаются взрослые. Фамильная честь, интерес к своему роду — это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, не помнящими родства».

Выпускник современной школы — это человек, знающий свою родословную, любящий свою малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков, в основе его поступков превалируют гуманистические цели и ценности. 

Формы работы: беседыродительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения и т.д.

Поэтому для достижения поставленных целей патриотического воспитания педагогическим коллективом ОУ  оказывается активная    поддержка семье.

 

VI. Этапы реализации Программы

 

I этап: проектный (2016-2017)

 

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.  Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.  Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.  Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.  Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

 

II этап: практический (2017-2020)

 

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – патриот России»».

Задачи:

1.  Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.  Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.  Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями культуры.

4.  Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5.  Проводить мониторинг реализации программы.

6.  Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

 

III этап: аналитический (первое полугодие 2020)

 

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.  Обобщить результаты работы учреждения.

2.  Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.  Спланировать работу на следующий период.

     Кадровое обеспечение: педагоги, обучающиеся, родители.

 

 

VII. Содержание Программы

 

Программа включает в себя следующие направления:

1.     Связь поколений.

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

 

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

 

2.     Моя школа

Цель: Формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

1.  Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2.  Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.

3.  Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

 

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на обучающегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

 

3.  Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества

VIII. План мероприятий реализации  программы

«Я – патриот России»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Связь поколений.

1.                 1

Акция  ко  дню  пожилого  человека «Милосердие»

ежегодно

Ст.вожатый,  классные руководители

2.                 2

Участие в акции «Вахта памяти»:

-встречи с  тружениками тыла;

-мероприятия, посвященные памятным датам истории;

-мероприятие, посвященное Дню Победы

2016-2020г.

учитель ОБЖ,

Ст. вожатый,

социальный педагог

 

3.                 3

Проведение мероприятий, посвящённых  Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей

ежегодно

 зам по ВВР,

Ст. вожатый, классные руководители

4.                 4

Проведение уроков мужества ко  Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

ежегодно

Классные руководители

5.                 5

Акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Сирень Победы».

 

 

2016-2018

зам по ВВР,

Ст. вожатый,

Классные руководители

6.                 6

Месячник оборонно-массовой работы

ежегодно

 зам по ВВР,

учитель ОБЖ

7.                 7

Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение о ВОВ, о родном  селе, о семье, об истории родного края

В течение всего периода

Учителя-предметники, классные руководители

8.                 8

Мероприятия, посвященные воинам-интернационалистам

В течение всего периода

Кл. руководители,

 

9.                 9

Выставка книг «Они сражались за Родину», «Их именами славится Россия» и др.

ежегодно

 библиотекарь

10.            10

Проведение традиционного конкурса инсценированной солдатской песни

ежегодно

 зам по ВВР,

классные руководители, учитель музыки.

11.            11

Вахта Памяти, участие в праздничных концертах в честь Дня Победы, митинге.

ежегодно

зам по ВВР,

Ст. вожатый Учитель ОБЖ

12.            12

Проведение тематических классных часов, посвященных Дню освобождения станицы от немецко - фашистских захватчиков.

ежегодно

Классные руководители, учитель истории

13.            13

Сдача норм ГТО

В течение всего периода

 учителя физического воспитания,

классные руководители

14.            14

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной» и др.

В течение всего периода

Классные руководители, учитель  русского языка

15.            15

Организация экскурсий по родному краю

ежегодно

Классные руководители

16.            16

«России верные сыны» - встречи с работниками военкомата, воинами запаса, курсантами военных вузов.

ежегодно

Учитель ОБЖ

Моя школа

17.            17

Праздник первого звонка

ежегодно

Зам по ВВР

18.            18

Беседа «Правила поведения в школе»

ежегодно

Классные руководители

19.            19

Классный час «Наши школьные обязанности»

ежегодно

Классные руководители

20.            20

Знакомство с Уставом школы «Мои права и обязанности»

ежегодно

Классные руководители

21.            21

 «Самоуправление в классе» - выборы актива класса

ежегодно

Классные руководители

22.            22

Акция «Библиотеке – наша помощь»

ежегодно

 библиотекарь

23.            23

Смотр классных  уголков, кабинетов

ежегодно

Ст. вожатый

24.            24

Праздник последнего звонка

ежегодно

Зам по ВВР

25.            25

Декада  правовых  знаний «Я имею право»

ежегодно

Социальный педагог

26.            26

Круглый стол «Право выбора»

ежегодно

Социальный педагог

27.            27

Викторины, конкурсы по правовой тематике

ежегодно

Учитель обществознания

28.            28

Ролевая игра «Мои права»

ежегодно

школьный уполномоченный по правам ребёнка

29.            29

Экспресс – беседа «Права человека»

ежегодно

Социальный педагог

30.            30

Блиц – урок « Всеобщая декларация прав человека»

ежегодно

Социальный педагог

31.            31

Рейд по сохранности школьных учебников

ежегодно

 библиотекарь

Растим патриота и гражданина России

32.            32

Участие в постоянно действующих  федеральных, региональных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2016-2020 г.

Зам по ВВР,  учителя истории

33.            33

Проведение внеклассных мероприятий, посвященных Конституции   РФ. 

2016-2020г.

Учитель истории, классные руководители

34.            34

Проведение месячника оборонно-массовой и спортивной  работы «Святое дело Родине служить» Подготовка и проведение военно-спортивной игры «А ну-ка, парни!», смотра строя и песни, зарницы

ежегодно

Учитель ОБЖ, преподаватель физ. культуры 

35.            35

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

ежегодно

  Учителя истории

36.            36

Участие обучающихся  и педагогов в конкурсах проектов:

- «Я – гражданин России»

- «Патриотическое воспитание обучающихся»

ежегодно

Ст. вожатый,  учитель истории, классные руководители

37.            37

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов

ежегодно

Зам по ВВР, Ст. вожатый,  

классные руководители 

38.            38

Использование символов Российской Федерации    при проведении школьных мероприятий.

постоянно

Зам по ВВР

39.            39

Организация и проведение конкурса  рисунков «Я только слышал о войне», «Война глазами детей» 

ежегодно

Учитель ИЗО

 

40.            40

 Создание и реализация проектов по патриотическому воспитанию 

ежегодно

 Руководители МО

41.            41

Классные часы на тему «Герои и подвиги» Проведение уроков истории

 «День Победы, как он порохом пропах…»;

«Со слезами на глазах…»;

«Трагедия Хатыни»;

«Имя земляка – гордость станицы».

ежегодно

Ст. вожатый, учитель истории, классные руководители

42.            42

Урок России (о государственной символике РФ)

ежегодно

Учитель истории, классные руководители

43.            43

Акция «Читаем детям о войне»

 

ежегодно

Учителя литературы, учителя истории, классные руководители

44.            44

Участие в районном конкурсе «Солнечный круг»

ежегодно

Учитель музыки

45.            45

Классный час «Я – гражданин России»

ежегодно

Классные руководители

46.            46

Беседы, классные часы «12 декабря - День Конституции РФ»

ежегодно

Классные руководители

47.            47

Экскурсии, походы, поездки по родному краю.

ежегодно

Классные руководители

48.            48

Игротека «А ну-ка, мальчики!», «Весёлые старты»

ежегодно

Учитель физической культуры

49.            49

Встреча «Мы помним героев Афганистана»

ежегодно

Ст. вожатый,

Зам по ВВР.

50.            50

Учебно-полевые сборы с допризывной и призывной молодёжью.

ежегодно

Учитель ОБЖ

51.            51

Спортивно-оздоровительные игры учащихся «Президентские состязания».

ежегодно

Учителя физического воспитания

52.            52

Соревнования юных велосипедистов и юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо».

ежегодно

Ст. вожатый,

Зам по ВВР.

53.            53

Военно-патриотическая игры, интеллектуальные брейн –ринги. Участие в военно-спортивной игре «Орленок»

ежегодно

Учитель ОБЖ, учитель истории

Методическое обеспечение

54.            54

Разработка сценариев традиционных школьных праздников

В течение всего периода

Зам по ВВР, Ст.вожатый, классные руководители, учителя-предметники

55.            55

Разработка положений различных общешкольных мероприятий

В течение всего периода

Зам по ВВР.

 Ст. вожатый

56.            56

Освещение опыта работы в СМИ, сайте

2016 – 2020

Ст. вожатый, зам. по ВВР, педагоги –предметники, классные руководители, родители, обучающиеся

57.            57

Подведение итогов

В конце каждого года

Зам по ВВР

58.            58

Создание и пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников.

ежегодно

Зам по ВВР

59.            59

Совещание для классных руководителей   «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования».

2016 -2017

Зам по ВВР

60.            60

 Семинар-практикум для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

2017

Зам по ВВР

 

 

 

IX. Оценка эффективности реализации программы.

В результате осуществления Программы ожидается:

-     обогащение содержания патриотического воспитания;

-     вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров;

-     внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;

-     повышение эффективности патриотической работы;

-     повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

-     формирование гражданской грамотности учащихся;

-     обеспечение духовно-нравственного единства в школе;

-     развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;

-     формирование у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.

Прогнозируемый результат:

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

 

Духовно-нравственные параметры:

- сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного города;

- формирование позиций гражданина-патриота России;

- стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

- готовности к защите Отечества;

- гуманистическое отношение к окружающему миру.

 

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

-       Доведение числа учащихся, систематически занимающихся патриотической работой до уровня 100%.

-       Создание кружков, секций, реализация дополнительных образовательных программ патриотической направленности.

-       Привлечение 100% подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников до 0%, совершивших правонарушения.

-       Повышение уровня воспитанности учащихся до 95%.

-       Доведение числа учащихся, систематически занимающихся поисково-исследовательской работой до 65%.

-              Доведение числа педагогов до 90%, участвующих в опытно-экспериментальной работе по проблеме патриотического воспитания учащихся.

-              Сформировать устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества у 100% учащихся.

-              Воспитать любовь и уважение к своим родителям и семье у 100% учащихся.

-              Развивать осознанное уважение к школе и педагогам школы у 90% учащихся.

-              Доведение числа учащихся, осознанно понимающих ответственность за свои поступки до 100%.

-              Сформировать мотивацию к физической культуре и потребность вести здоровый образ жизни у 100% учащихся школы.

-              Доведение числа систематически участвующих в волонтёрском движении школьников до уровня 65%.

 

Основные направления дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в условиях образовательной среды школы

Основными направлениями дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в школе остаются:

1.Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.

2.Совершенствование деятельности администрации школы по научно-методическому сопровождению участников образовательного процесса в вопросах патриотического воспитания школьников.

3.Конкретизация основных направлений патриотического воспитания школьников и их содержания.

4.Координация деятельности педагогов школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации в интересах патриотического воспитания школьников.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией:

-становление системной и комплексной работы по духовно нравственному,  патриотическому  воспитанию и просвещению  обучающихся и родителей;

- существенное повышение качества духовно-нравственного, гражданского, патриотического сознания в детской   среде;

- формирование  культуры трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к истории и традициям.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина.

 

 

 

Заключение

 

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Да, в современном мире много такого, что заглушает голос родины. Тем не менее, чувство родины живо в сердцах миллионов людей во всех частях света. Живо оно и в России. Но сегодня, в нашей стране, это чувство находится как бы на перекрестке веры и сомнения. Тысячу лет существует христианская Россия, и все это время наши предки считали родину священной. Стоит ли поспешно отказываться от этой веры в родину? Ведь ее поддерживает вся наша культурно-историческая традиция. История говорит нам, что на протяжении своего развития Россия не раз бывала в тяжелом положении — и всегда выходила из него закаленной и сильной. Так будет и на этот раз. Но для этого надо, чтобы она стала «крепким домом». Для нас, россиян, сегодня налицо конфликт идеального образа родины, который создали наша любовь к ней и наша историческая память — и нынешней неприглядной действительности. Жить так обеспеченно, как живут люди в западных странах, мы будем, конечно, не скоро. Но если молодёжь почувствует, что положение в нашей стране меняется к лучшему, дела идут на подъем, тогда оживет все то, что «скупо и сурово таилось в нас» (Н. Гумилёв) – в первую очередь, чувство родины. Патриотическое сознание обретет «второе дыхание» - и новое, современное звучание. Обновленное патриотическое чувство придаст нам новые силы в борьбе за достойное место России в мире, за светлое будущее нашего народа и всего человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература, источники:

 

                   1. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»

                   2. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

                   3. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.

                   4. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

                   5. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

                   6. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

                   7. Богданова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год.

                   8. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г.

                   9. Заикина Л. Конструируем программу воспитательной деятельности. // Воспитательная работа в школе 2009г.

                   10. Пашкович И.А..Патриотическое воспитание 2006г.

                   11. Попова Е.Н. Концептуальные и организационно – методические основы патриотического воспитания школьников. Методическое пособие// Селезнев Н. Оценочная деятельность в воспитании человека// Воспитательная работа в школе 2009г.

                   12. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г.