Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 ст. Советской Советского района Ростовской области

 

Обсуждена и рекомендована

Рассмотрено методическим

Утверждаю

к утверждению педагогическим

советом образовательного

Директор школы

советом школы

учреждения

 ___________ Т.Н. Емельяненко

Протокол № ___ от ______2014 г.

Протокол № __ от ____.2014 г.

Приказ № _____ от_______2014

М.П.

 

Программа

дополнительного образования детей

по туристско-краеведческому направлению

кружок «Я - исследователь».

Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.

 Срок реализации 2014-2015 учебный год

Составила  программу:

Арженовская О.В. педагог

 дополнительного образования

 МБОУ Советской СОШ

 

ст. Советская

2014 г.

 

I.                  Введение

Предлагаемая программа призвана сохранить традиции родного края, его боевую историю. Здесь учащиеся смогут заниматься хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории нашего края, различных предметов и документов, представляющих историческую, научную и художественную ценность. Важнейшая миссия – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, т.е. уважения к предкам, любовь к Родине, своему народу.  В  ходе изучения программы учащиеся получат исторические сведения о героических событиях, происходивших на донской земле, подвигах своих земляков.

 

 

II.               Пояснительная записка.

Целесообразность изучения программных вопросов обуславливается социально-политическими особенностями развития российского общества, проблемами воспитания подрастающего поколения.

В изучении программного материала осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возраста детей, сложности материала, интеллектуальной подготовленности, и личностно-психологических качеств учащихся.

Программа составлена на основании:

- Конституции Российской Федерации,

 - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,

- письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей  Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11. 12. 2006 №06-1844,

- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года от 06.10.2004 № ПК-2,

- Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования»,

-  приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области», Устава школы, школьного Положения о дополнительном образовании, Лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам №0000539 от 26 июня 2008г.

-Учебного плана Дополнительного образования МБОУ Советской СОШ

-Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

 

Актуальность. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Данная программа позволяет не только расширить знания учащихся о родном крае, но и посредством этого привить вкус к исследовательской работе, воспитать истинных патриотов своего края.

 

Направленность программы:

туристско-краеведческая;

Новизна данной программы заключается в:

1. использовании современных образовательных технологий, опытно-экспериментальной деятельности, которые отражены в принципах обучения;

2. формах и методах обучения;

3. содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям;

4. создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культуры.

Педагогическая целесообразность:

Гуманизация школьного образования, обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям работы. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности школьного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических разработок. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано преподавателем, какие методы используются.

 

 Целью программы кружка «Я - исследователь» является:

 

            углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края;

 

            развитие творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания;

 

           приобщение к поисково-исследовательской деятельности;

 

           создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности.

 

Задачи программы кружка:

 

         развитие познавательной активности;

 

         формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;

 

         совершенствование поисковой и учебно-исследовательской деятельности детей;

 

         развитие творческих способностей учащихся.

 

Занятия с детьми решают следующие задачи:

 

Образовательные:

 

         Научить детей видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры. Способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний.

         Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;

         Сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками и музеями.

 

Развивающие:

 

         Развивать уверенность в реализации личностных качеств;

         Содействовать раскрытию творческого потенциала;

         Способствовать активации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

         Развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;

         Развивать коммуникативные навыки;

         Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

         Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.

 

Воспитательные

 

         Воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей нашего края;

         Воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом;

         Воспитывать культуру общения.

 

Отличительные особенности программы

 

         Занятия по данной программе помогают учащимся «увидеть» прошлое своей малой родины, приобретая чувство гражданской причастности к нему.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы

 

         Программа разработана для учащихся 6-7 классов (11-13 лет)

 

Сроки реализации программы

 

         Программа рассчитана на 1 год обучения.

 

Формы и режим занятий

 

         Форма работы: походы, составление кроссвордов, беседы,  диспуты,  экскурсии, игры, конкурсы, викторины, акции, просмотр видеофильмов, встречи с ветеранами,  воинами-интернационалистами, коллективные  творческие дела, проекты.

         Время проведения: вторник 17.00; четверг 17.00.

 

Ожидаемые результаты

 

Учащиеся должны знать:

-военную историю России, историю создания русской армии;

-традиции чести и достоинства воинов России;

-знаменательные даты и дни русской воинской славы;

- методику проведения поисково-исследовательской работы;

-значение музеев, комнат боевой славы в воспитании школьников;

-историю донского края, казачества, его обычаи, культуру;

-правила хорошего тона.

Уметь:

- уметь общаться с людьми;

- вести исследовательские записи;

- провести экскурсию в комнате «Боевой славы»;

-самостоятельно собирать краеведческий материал для творческой работы;

-готовить наглядности к работе;

-создавать экспозиции;

-оформлять выставки.

 

Формы подведения итогов:

-выставка рисунков;

-создание экспозиций;

-оформление стендов;

-участие в общественных, социальных акциях;

-участие в литературно-музыкальных композициях;

-фоторепортажи.

       

III. Учебно- тематический план

Раздел

Кол-во Часов

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Военная история России

9

4

5

3

Настоящие герои

7

3

4

4

Человек и общество

9

3

6

5

История родного края

8

3

5

6

Боевой путь защитников станицы

6

3

3

7

Дорогами мужества

9

1

8

8

Воинская слава

14

2

12

9

Они сражались за Родину

16

4

12

10

Вечно живые

21

3

18

11

Итоговое мероприятие

1

 

1

 

Итого:

102

27

75

 

 

IV. Содержание

 

Раздел

Темы

Дата

Теоретич.

Практич.

Содержание работы

1.

Вводное занятие

(2 ч.)

Вводное занятие. Значение музеев, комнат боевой славы; деятельность музеев.

 

02.09

1

 

Основные цели патриотического воспитания. Ознакомление с содержанием программы.

2.

 

Экскурсия в комнату «Боевой славы».

02.09

 

1

Посещение комнаты «Боевой славы» и история ее создания.

3.

Военная история России (9ч.)

Слава России!

 

 

 

 

04.09

1

 

Рассказ об истории создания вооруженных сил России.

4-5

 

Места былых сражений.

09.09

 

2

Поход по местам боевой славы.

6.

 

Военная история России.

 

11.09

1

 

Составление кроссворда о военной истории России.

7.

 

Значение музеев, комнат боевой славы в жизни человека.

16.09

1

 

Беседа о значимости музеев.

8.

 

Патриотизм: знак вопроса.

16.09

 

1

Диспут.

9.

 

Память поколений - Дни русской воинской славы.

18.09

1

 

Час памяти героев земляков.

10-11.

 

 

 

 

 

Начало Сталинградской битвы.

 

23.09

 

2

Экскурсия по улицам станицы, где велись ожесточенные бои во время ВОВ.

12.

Настоящие герои (7 ч.)

Урок памяти на тему «Был трудный бой…».

 

 

 

 

 

25.09

1

 

Рассказ о подвиге стрелкового батальона под руководством майора П.В.Евдокимова на окраине ст. Чернышевской

13-14.

 

Войны не знали мы, но все же…

 

 

 

 

30.09

 

2

Поход по местам, изрытым окопами времен ВОВ.

15.

 

Сражались с взрослыми рядом.

02.10

1

 

Рассказ о юных героях антифашистах - наших земляках.

16-17.

 

Героическая история.

 

 

 

 

07.10

 

2

Сбор  материалов

о подвигах земляков из газет послевоенного периода.

18.

 

Строки, опаленные войной.

09.10

1

 

Изучение писем с фронта.

19.

Подвиг народа

(9 ч.)

Подвигу народа жить в веках.

14.10

1

 

Рассказ о городах-героях.

20.

 

Подвигу народа жить в веках.

14.10

 

1

Эстафета «Партизаны»; соревнование «Катюша»; эстафета «Стойкость»; эстафета «Десант».

21.

 

Пионеры-герои.

16.10

1

 

Рассказ о пионерах-героях

22-23.

 

Девчонки в шинелях.

21.10

 

2

Подготовка проекта

24.

 

Памятные места моей малой Родины.

23.10

 

1

Экскурсия к памятникам воинам освободителей

25-26.

 

Солдатские вдовы.

28.10

 

2

Поисково-собирательная работа

27.

 

Готов ли ты совершить подвиг.

30.10

1

 

Дискуссия

28.

История родного края (8 ч.)

История донского казачества.

11.11

1

 

Рассказ об истории казачества

29.

 

Казачья земля-колыбель казачества.

11.11

 

1

Встреча с казаками. Рассказы о семье, казачьем быте. Заповеди казачества

30.

 

Казаки - боевая слава России.

13.11

1

 

Рассказ о славных подвигах казаков

31-32.

 

Традиции казаков.

18.11

 

2

Исследовательская работа

33.

 

Традиции казаков.

20.11

 

1

Оформление альбома

34.

 

Сыны степей донских.

25.11

1

 

Рассказ о подвигах казаков в воинах России.

35.

 

Откуда есть, пошли казаки?

25.11

 

1

Диспут о происхождении казаков

36.

Боевой путь защитников станицы (6 ч.)

 Герои Советского союза 346 стрелковой дивизии.

 

 

 

 

27.11

1

 

Подготовка материала к оформлению стенда

37-38.

 

Герои Советского союза 346 стрелковой дивизии.

 

 

02.12

 

2

Оформление стенда

39.

 

Почетные граждане нашей Родины.

 

 

 

 

04.12

 

1

Оформление папки-раскладушки.

40-41.

 

 

 

 

Славные герои.

 

09.12

2

 

Беседа о героях Отечества

42.

Дорогами мужества (9 ч.)

Викторина на тему «Эх, дороги…»

11.12

 

1

Викторина по песням военных лет

43-44.

 

 Наша станица в годы Великой отечественной войны.

16.12

 

2

Исследовательская работа о судьбах земляков

45.

 

Листая страницы истории.

18.12

1

 

Рассказ об освобождении станицы Чернышевской от немецко-фашистских захватчиков.

46-47.

 

Листая страницы истории.

23.12

 

2

Подготовка литературно-музыкальной композиции.

48.

 

Листая страницы истории.

25.12

 

1

Литературно-музыкальная композиция ко Дню освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков.

49-50.

 

 Боевой путь жителей ст. Чернышевской.

30.12

 

2

Поход по местам сражений.

51-52.

Воинская слава

 (14 ч.)

33-я гвардейская стрелковая дивизия.

 

 

13.01

 

2

Сбор материала к оформлению стенда

53.

 

33-я гвардейская стрелковая дивизия.

 

 

15.01

 

1

Оформление стенда

54-55.

 

 Отчизны верные сыны.

20.01

 

2

 Встреча с курсантами высших военных заведений.

56.

 

 

 

 

 Книга памяти.

22.01

1

 

Сбор материалов для оформления книги

57-58.

 

 Книга памяти.

27.01

 

2

Оформления «Книги памяти»

59.

 

 Техника времен Великой Отечественной войны.

29.01

 

1

Изготовление макетов военной техники

60-61.

 

Благотворительная акция «Посылка воину».

03.02

 

2

Сбор вещей для отправки солдатам срочной службы

62.

 

 Защитник Родины. Каким ему быть?

05.02

1

 

Тематическая беседа

63-64.

 

 Воинская слава России.

 

10.02

 

2

Проведение конкурса рисунков

65.

Они сражались за Родину! (16 ч.)

 Готов ли ты совершить подвиг?

12.02

1

 

Опрос-беседа

66-67.

 

 Отчизны верные сыны.

17.02

 

2

Подготовка проекта о воинах освободителях ст. Чернышевской

68.

 

 Соревнование «Держава армией крепка».

19.02

 

1

Военно-спортивные игры ко Дню защитника отечества

69-70.

 

 Великая Отечественная война.

24.02

2

 

Просмотр видеофильма

71.

 

Документирование артефактов.

26.02

 

1

Работа в комнате «Боевой славы»

72-73.

 

Поиск и сбор экспонатов.

03.03

 

2

Поиск и сбор экспонатов времен ВОВ

74.

 

Фронтовые дороги.

05.03

 

1

Проведение викторины

75.

 

Дети и война.

10.03

 

1

Поисковая работа

76.

 

Патриотизм: знак вопроса.

10.03

1

 

Диспут

77.

 

 

 

 

 Воинская слава России.

 

 

12.03

 

1

Проведение конкурса рисунков

78-79.

 

Гордость и слава нашего края.

17.03

 

2

Встреча с ветеранами ВОВ

80.

 

Викторина «Назови имя героя».

19.03

 

1

Проведение викторины

81.

Вечно живые (поисковая работа) (21 ч.)

 Дети войны.

02.04

 

1

Исследовательская работа

82-83.

 

 Дети войны.

07.04

 

2

Оформление папки - раскладушки

84.

 

 Орден в твоем доме.

09.04

 

1

Участие в операции.

85-86.

 

Военно- спортивная игра «Привет, солдат».

14.04

 

2

Участие в военно-спортивных играх

87.

 

Ветераны Афганской и Чеченской войн.

16.04

1

 

Встреча с ветеранами

88-89.

 

Ветераны Великой Отечественной войны.

21.04

 

2

Сбор сведений о ветеранах

90.

 

Станица, в которой мы живем.

23.04

 

1

Сбор материалов об истории станицы Чернышевской.

91-92.

 

 Моя родословная.

28.04

 

2

Исследовательская работа

93.

 

Улицы ст. Советской.

 

 

 

 

30.04

 

1

Сбор материала о героях- земляках, чьи имена носят улицы

ст. Советской.

94-95.

 

Спасибо деду за Победу.

05.05

 

2

Акция «Поздравь ветерана»

96.

 

Вахта памяти.

07.05

 

 

 

 

 

 

1

Возложение цветов к памятнику воинам освободителям ст. Советской

97.

 

 Возьми себе в пример героя.

12.05

1

 

Подготовка к читательской конференции (по литературным произведениям о ВОВ войне)

98.

 

 Возьми себе в пример героя.

12.05

 

1

Читательская конференция (по литературным произведениям о ВОВ войне)

99.

 

 Поклонимся великим тем годам.

14.05

1

 

Урок мужества

100-101.

 

Славная дивизия.

19.05

 

2

Поход по местам сражений 33-й Гвардейской дивизии

102.

Итоговое мероприятие (1 ч.)

Чтобы помнили.

21.05

 

1

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; оформление экспозиций.

 

 

 

Педагогические технологии

 

            Проведение занятий по программе «Я – исследователь» позволяет с успехом применять педагогические игры, что дает возможность находить оптимальные решения при достижении поставленных целей. При этом учитывается, что психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности детей в самовыражении, самоутверждении, стремлении к состязательности (Победе).

            На занятиях при определении усвоения знаний учащимися применяется контрольный опрос с включением игровых элементов. Игровые элементы повышают интерес  школьников к обсуждаемым вопросам.

            При изучении теоретического материала практикуется использование метода проблемного обучения в наиболее подходящих для этого ситуациях. Постановка проблемных вопросов позволяет учесть уровень знаний учащихся и выбрать правильную жизненную позицию.

 

Условия реализации программы.

 

            Данная программа включает несколько направлений обучения и воспитания, ее успешная реализация возможна только при условии выполнения ряда целей и задач.

            Совместная работа педагогов дополнительного образования с заместителем директора по воспитательной работе, преподавателями ОБЖ и учителями физкультуры способствует созданию благоприятных условий для выполнения программы.

            В ходе учебного процесса обучение и воспитание рассматриваются в тесном взаимодействии с социальными и общественно-политическими явлениями.

 

Ожидаемые результаты.

 

Формирование навыков самостоятельной работы с материалом на основе использования информационно-коммуникативных технологий.

Оформление экспонатов, выставок и экспозиций.

Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов.

 

Материально-техническое обеспечение.

 

            При проведении занятий используются:

1.Информационные стенды по основной тематике программы.

2.Оборудование для проведения соревнований.

3.Альбомы, карандаши, краски.

 

Используемая литература.

1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!-М.; Просвещение, 1990.

2.Лом И.М. Правила хорошего тона. Тула, 1993.

3.Пашкович А.П. Дни воинской славы России.-М.; Глобус, 2007.

4.Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. -М.; Глобус, 2007.

5.Курченко Н.А. 33-я гвардейская стрелковая дивизия. Волгодонск, 2010 г.

6.Книжная серия « Праздник в школе» О подвиге, о доблести, о чести. Минск; «Красико-принт», 2008.

7.Алмазов Б.А. Казаки.-Санкт-Петербург; «Золотой век», 1999.

8. Агафонов А.И. История донского казачества. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 2001.

9. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане.-Ростов: Книжное издательство,1999 г.

 

 

 

 

 

                                                                                                                             СОГЛАСОВАНО

                                                                                                                             Заместитель директора по ВВР

                                                                                                                             ____________Анищенкова Г.Н.